Viridis servire et Sergiev posad (Зелёный сервиз и Сергиев Посад)
«СЕРВИЗ С ЗЕЛЁНОЙ ЛЯГУШКОЙ» - большой сервиз (включающий столовую и десертную части) из оригинального фаянса кремоватого оттенка («фаянса цвета сливок»), созданный в 1773—1774 гг. по заказу российской императрицы Екатерины II.
В результате создано более 300 видов — старинные английские аббатства и замки, более 100 - виды Темзы и Лондона. Для росписи использовали зарисовки с натуры, жи-вописные произведении. Образцами для половины всех видов послужили гравюры английских художников XVIII в.: У. Вуллетта, Дж. Мейсона, Л. Салливена, Ж.-Б. Шателена — оригиналы удалось разыскать в музеях России и Англии. Виды Темзы и Оксфорда созданы по рисункам и гравюрам известного художника, мецената и лондонского издателя Джона Бойделла.
Павильоны парка Кью — по рисункам из книги архитектора У. Чемберса. В начале 1774 г. готовый сервиз выставили в Лондоне для обозрения. В конце того же года морем доставили в Петербург. В 1777 г. его поместили в законченный Кекерекексиненский дворец.
Позднее сервиз находился в «Английском» дворце в Петергофе, часть предметов — в петергофском Коттедже. С 1912 г. — в петербургском Эрмитаже. До настоящего времени сохранилось 770 предметов. Подобный заказ на мануфактуре Веджвуда не был для российской императрицы первым – был ещё Хаск сервиз.
СЕРГИЕВ ПОСАД — русское село, возникшее в XV в. вокруг Троице-Сергиевой лавры, в 71 км к северо-востоку от Москвы по Ярославской дороге. В 1764 г. императрица Екатерина II издала указ о секуляризации (изъятии в государственное пользование) церковных и монастырских земель, в 1782 г. последовал указ об образовании города Сергиева Посада.
Крестьяне монастырских земель издавна подрабатывали различными промыслами и художественными ремеслами. Сергиевские крестьяне занимались токарным ремеслом (упоминание об этом встречается в Писцовой книге за 1594 г.). На токарном станке вытачивали из дерева братины, чаши, кувшины, а также игрушки. Из твердых пород дерева делали сувенирные пасхальные яйца, их ярко расписывали и покрывали лаком.
В 1891 г. в Сергиевом Посаде организовали мастерскую игрушки, а в 1904 г. — «художественно-столярную мастерскую», действовавшую под руководством Московского кустарного музея, который в 1931 г. перевели из Москвы в Сергиев Посад. Именно в Сергиевом Посаде впервые стали изготовлять знаменитые матрёшки. С 1890-х гг. этой и другим новациям способствовала деятельность исследователя игрушки Н. Д. Бартрама и художников «русского стиля» А. М. Васнецова, С. В. Малютина.
В 1900 г. в городе открыли рисовальный класс в качестве филиала московского Строгановского училища. В росписи деревянных изделий мастера культивировали «русский стиль», используя образцы заставок старопечатных книг, рисунки набивных тканей.
В начале XX в. стали сочетать приём выжигания контура с последующей росписью. Существовал косторезный промысел. Крестьянские мастера вырезали из кости и твердых пород дерева небольшие иконки и кресты, панагии, энколпионы. В 1930 г., при советской власти, город переименовали в Загорск, а разрозненные мастерские объединили в Загорскую кустарно-промышленную артель.
Сергиев Посад.
|
Мороженница из “Сервиза с зеленой лягушкой“ Екатерины 2-й. Эрмитаж.
|
Соусница с крышкой и ложкой из “Сервиза с зеленой лягушкой“.
|