Поиск на сайте   |  Карта сайта
 


Часть 25

В завершение данного цикла статей мы хотим подробней рассказать о технике рисования пейзажа пастелью. Этот мягкий графический материал позволяет получить очень легкие и гармоничные картины. Таких эффектов не получить ни в одной другой технике пейзажной живописи.

Атмосферные явления и пастель

Пастель является одним из наиболее благодарных материалов для рисования пейзажей. Благодаря свойствам пастели можно с помощью одной лишь растушевки добиться эффектной визуальной передачи разных атмосферных явлений. Цветовые пятна, качественно растушеванные, создают эффект изящного перетекания оттенков, гармонично соединяясь друг с другом, а также основой (бумагой) в единое целое.

Совет: метод растушевки идеально подойдет для рисования неба с облаками, водных пространств и панорамных пейзажей, когда дух захватывает от красоты раскинувшихся далей. Обратите внимание на цвет бумаги. Это очень важно, она должна по цвету совпадать с основной палитрой картины. В таком случае основа и растушеванные пятна будут создавать единое целое.

Растушевку можно применять в разных пейзажных жанрах. Одна из благодарных тем – рисование силуэтов деревьев на фоне неба. В работе очень важно с помощью растушевки передать плавные градации цветовых оттенков. Делают ее мягкими движениями подушечек пальцев, добиваясь идеальной нюансировки тональных пятен. Великолепного эффекта можно добиться с помощью растушевки пастели при изображении тумана, утренней дымки, грозового неба и воздушной перспективы.

Совет: начинающим художникам можно порекомендовать набрасывать карандашом общую композицию пейзажа. Особое внимание уделяйте при этом переднему и среднему планам.

Белая пастель — незаменимый материал, если нужно передать воздушную среду. Она позволяет получить плавные переходы между цветовыми пятнами, при этом сохраняет их чистоту. Во многих пейзажах белый цвет используется как переходный от одного оттенка к другому. В случаях же изображения тумана, дыма и облаков он является основным графическим материалом для выражения творческого замысла художника.

Совет: работая по темной основе, вместо белой пастели возьмите светло-серую. Она дает намного более эффектные холодные тона по сравнению с чисто-белой пастелью. Только выбирайте самый светлый серый оттенок, тогда при растушевке он не будет смотреться грязноватым и бледным.

Пастель: штрихи и пятна в пейзаже

Часто художники, работающие с пастелью, в качестве главного приема выбирают штрих. Причем делают так всегда, какую бы тематику для своей картины не выбрали. Вероятно, это и не самый правильный подход. Однако существуют такие темы, где штрих и правда становится оптимальным изобразительным средством. В частности, он хорош для изображения скалистых морских пейзажей. Складчатый характер прибрежных скал с помощью контрастных штрихов становится более рельефным и объемным.

Совет: используйте оба варианта создания контрастов – как светлые штрихи на темном фоне, так и наоборот – темные на светлом. Это сделает более выразительным пейзаж, в основе которого лежит принцип контрастности штрихов, нанесенных на фоновые пятна.

Выполнять штриховку с последующей частичной растушевкой по поверхности листа бумаги следует, ориентируясь на общую композицию рисунка. Даже если тональные пятна будут частично смешиваться между собой, это лишь украсит основу для последующих штрихов, сделанных чистыми цветами.

К штриховке переходите после того, как всю основу покроете растушеванными пигментами основных цветов. Для нюансировки штрихами выбирайте цвета пастели, соответствующие основным выбранным цветам основы. Конечно, штрихи должны быть более интенсивного или светлого тона, так они придадут объемность изображению.

Гармония цвета в пейзаже

У некоторых художников во всех работах, независимо от тематики, используется набор повторяющихся, самых любимых, цветов. Наверное, так они стараются подчеркнуть свой особый стиль и манеру рисования. Хотя цветовая гармония пейзажа должна зависеть от выбранного сюжета. Например, морским пейзажам (марине) больше всего подходят сине-серо-зеленые цвета. Они дают возможность передать все особенности освещенности натуры, ее мощь и красоту. Часто в морских сюжетах базой цветовой гармонии произведения становится серый цвет основы.

Совет: опытные художники предпочитают работать над картиной в заранее определенной и, к тому же, довольно ограниченной цветовой гамме. Это проще и удобней, чем подыскивать нужные цвета по ходу дела.

При такой организации сразу становятся очевидными все возможности нюансировки, вам не придет в голову мысль об использовании цвета, диссонирующего с общей выбранной палитрой цветов. И тогда основная задача сведется к творческому поиску нужного полутона из всех тех базовых цветов, выбранных для вашей картины.

Особенная чистота цветов пастели делает ее очень привлекательным графическим материалом для рисования картин, в основе которых лежит контраст насыщенных цветовых пятен. Они подчеркивают и усиливают друг друга. Пейзажи, в которых много ярких цветов, если они грамотно исполнены в технике пастели, смотрятся замечательно. Позаботьтесь о том, чтобы цвет бумаги подходил к выбранной цветовой гамме. К примеру, красные и розовые гвоздики, выставленные на продажу на цветочном рынке, который вы рисуете, будут выглядеть на бумаге цвета граната более эффектно, а контрасты станут еще более вибрирующими.

И пусть изображение будет лишь приблизительным воспроизведением реальной формы предмета. Ведь эмоциональное воздействие картины вызвано, в первую очередь, эффектными цветовыми контрастами. Они выявляют связи между разными элементами композиции, передают прелесть их реальных очертаний и яркую красоту. Нюансировка выполняется мелкими штрихами, благодаря которым прорисовываются отдельные бутоны, другие детали картины.

Совет: в картине, основанной на богатстве чистых цветовых пятен, нужна определенная повторяемость тонов цвета, особый ритм их использования. Это придаст пейзажу композиционное единство.

Очень важно соблюсти в картине цветовое равновесие. Оно важно даже в тех работах, в основе которых лежит контрастность цветовых пятен. Следите за четким соблюдением соразмерности темных и светлых тонов, так пейзаж приобретет гармонию.


Дома в Кнокке, Бельгия

Луг в Эрагни

Доки, Руан, полдень


Часть 3

Художники для написания пейзажей используют не только акварель и масло. Многие картины написаны восковыми карандашами и гуашью. Работа с каждым видом красок имеет свои особенности и нюансы. Вот о них мы и поговорим в данной статье.

Часть 4

У каждого мастера живописи свои методы и способы работы над пейзажем. Есть такие художники, которые всегда опираются на основы, заложенные классической школой рисования.

Часть 5

В пейзажной живописи огромное значение имеет мастерское владение перспективой. Она наполняет объемом картину, позволяет передать глубину и фактуру сюжета. Законы перспективы в живописи довольно просты, однако не всем художникам удается с легкостью использовать их в своих работах.







 
Главная > Искусство пейзажа
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Арсений Мещерский. Сайт художника.