Поиск на сайте   |  Карта сайта
 


Часть 12

Жизнь человека неразрывно связана с искусством. Вспомните наскальные рисунки на стенах пещер, оставленные нашими пращурами. Казалось бы, откуда в каменном веке такая тяга к рисованию. Тем не менее, на заре человеческой цивилизации живопись уже существовала. Потребность изобразить действительность в рисунке возникла задолго до появления первой письменности.

К изобразительному искусству относятся живопись, графика и скульптура. В основе любого из этих видов творчества лежит рисунок. Чем бы вы не занимались – скульптурой, мозаикой, декоративно-прикладным искусством или живописью, все равно сначала вам нужно научиться рисовать. Не случайно, один из величайших художников эпохи Ренессанса — Микеланджело — считал рисунок душой и источником, основой всяких видов изобразительного творчества и многих научных открытий.

Роль рисунка в живописи

Великими художниками становятся лишь те, кто мастерски владеет искусством рисования. Огромное количество эскизов, набросков и этюдов оставил потомкам каждый из них. Скрытый талант художника демонстрируют и черновики стихов А.С.Пушкина. Он обычно рисовал на их полях. Ныне каждый такой листок бумаги – драгоценный раритет, достойный лучших музеев планеты!

Время летит быстро, один сюжет в жизни сменяется другим. Желание остановить мгновение, вызвавшее приятные эмоции, возникает у многих из нас. Кто-то берет фотоаппарат, а кому-то ближе карандаш и листок бумаги. Желания найти подтверждение своих впечатлений в картинах художников и прикоснуться к прекрасному приводит людей на выставки живописи и художественные салоны. А ведь в каждом человеке есть скрытые таланты и способности, о многих из которых мы даже не подозреваем.

Совет: сделать первый шаг к постижению искусства рисования нам мешают стереотипы: «Я не умею», «Это не мое». Так мы сами себе ставим заслон на пути раскрытия своих способностей.

Может все же стоит сделать первый, самый трудный шаг, на пути к чему-то новому. Кто знает, может быть, в вас дремлет огромная творческая сила? И, взяв в руки карандаш, вы откроете для себя увлекательный мир творчества.

Путь в тысячу ли начинается с первого шага

Так гласит старинная китайская мудрость. Пробуйте, ищите, учитесь, открывайте в себе новые таланты. Порой мы даже не представляем, как много их отпущено нам. Смотрим на дивные цветы и думаем, что изобразить их может только настоящий художник. Или наблюдаем за любимыми домашними животными, ловя себя на мысли о том, что здорово было бы нарисовать, как они играют. Оказывается, если попробовать, то можно нарисовать все это. Главное – овладеть основными техниками, приемами и средствами, которые используются в рисовании.

Мы в данном цикле статей хотим дать вам общие правила и простые приемы рисования. Более глубокие знания можно получить из других источников. Но надо же с чего-то начать! Мы предлагаем вам не справочник по рисунку и не пособие для начинающих живописцев. Это беседа с теми, кто хочет научиться рисовать, беседа на равных. Если вы интересуетесь живописью и рисунком, если вы любознательны и хотите научиться видеть мир глазами живописца – давайте вместе отправимся в увлекательное путешествие по миру творчества и вдохновения.

Его истоки – удивление и преклонение перед красотой окружающего мира, умение увидеть прекрасное во всем, что вас окружает. Желание изобразить все, что восхитило, удивило, порадовало, заинтересовало – огромная живительная сила, которая поможет вам овладеть искусством рисования. Добавьте к этому искренность и индивидуальность, которые являются составляющими таланта художника. И учитесь рисовать, причем не формально. Почувствуйте в себе настоящего художника! И не важно, есть ли у вас навыки рисования! Огромное желание творит чудеса и открывает дверь в мир творчества.

Действительность и ее зрительное восприятие

Графическое изображение, в основе которого лежит рисунок, неразрывно связано с визуальным восприятием действительности. Многие начинающие художники уверены, что мастерство заключается лишь в том, чтобы создать на полотне иллюзию живой природы. Но слово «живая» имеет более глубокий смысл, и означает убедительность, эмоциональность картины, ее воздействие на душу зрителя.

В одной старой легенде об античном художнике рассказывается, что к нарисованному им спелому винограду слетались воробьи, чтобы поклевать ягод. И звучит это, как высшая оценка его таланта. Такая точка зрения имеет право на существование, она рассматривает живопись как искусство мастерского копирования реальности. Но, так ли все однозначно?

Великий немецкий поэт Гете по иному оценил работу этого художника, заметив, что ее ценителями оказались воробьи, а не люди. Возможно, он прав. Изобразительное искусство тем и отличается от фотографии, дающей изображение конкретного объекта в конкретный момент. Картина дарит нам обобщенный образ реальности, преломленный через индивидуальность восприятия и таланта живописца, его особую манеру рисования. Фото отражает внешнюю форму объекта, а живопись – суть натуры. Мысли, душа, чувства и эмоции художника сплавляются в образный язык живописи. Так создаются шедевры.

Роль наблюдательности в живописи

Когда мы смотрим на окружающий мир, в нашем сознании исподволь протекают процессы, выплавляющие целостную картинку реальности. Посмотрите на улицу из окна – вы увидите множество разных предметов, людей, птиц, деревья, небо. У них разный цвет, форма, размер, в отблескивающих стеклах окон отражаются проезжающие автомобили и яркие блики солнца. Изумрудная трава и листья деревьев, пышные белоснежные облака, темная земля, тени от зданий — все складывается в единую картинку. Заметить все ее нюансы помогает наблюдательность. Особенно она важна для художника.

Физиологически глаза человека устроены так, что мы всегда видим окружающее в общем, целостно. Наше зрение не выхватывает конкретные предметы специально, оно видит пространство целиком. Например, если мы думаем о дереве, то, как правило, мысленно представляем его корнями уходящим в землю, а кроной – в небо. И оно не само по себе, его окружают другие предметы.

Цепкий взгляд художника подмечает больше нюансов, которые простому человеку не бросаются в глаза и не запоминаются. Как тень падает на ствол, как листья, перевернутые ветром, серебрятся под лучами солнца, как причудливо изогнуты ветви, как мощные корни выступают над поверхностью земли, словно обнимая и держась за нее. Многие люди ведь смотрят, но не видят этого. Целостная картина, осознание всех мелочей, из которых она соткана – особенность пытливой и творческой наблюдательности художника. Начинающим рисовальщикам предстоит этому научиться, чтобы развить свой талант и стать настоящим живописцем.

О зрительной памяти

Итоги наблюдений память художника бережно хранит, и когда-нибудь они станут источником новых идей для творчества и обобщений, которые украсят его полотна. Замечено, что какие-то случайные впечатления не остаются в памяти, они отсеиваются со временем. Чем лучше развита зрительная память, чем больше в ней остается важных мелочей и подробностей, подмеченных в реальном мире.

Совет: зрительную память можно улучшить путем несложных упражнений. Старайтесь запоминать как можно больше своих впечатлений. Когда-нибудь все это вам пригодится. Чем больше нюансов останется в вашей памяти, тем богаче будут ваши произведения — и по эмоциям, которые они вызовут у зрителя, и по средствам их выражения.

Благодаря наблюдательности и своей зрительной памяти художник получает те впечатления, которые затем использует в своих произведениях. Можно привести в пример высказывание русского художника П. П. Кончаловского, говорившего, что вся жизнь живописца должна быть чередой впечатлений, наблюдений, эмоций. Способность подмечать, видеть и запоминать дарит художнику материал, идеи, вдохновение для новых картин.


Мост Боэлдье, Руан, утренняя атмосфера

Деревня Якоб Коин

Крутая дорожка, Эрмитаж


Часть 13

Пейзаж, как вид живописи, часто «населен» всевозможными живыми существами. Мы отнесем к ним не только людей, животных и птиц, но и все формы растительной жизни – травы, цветы, кустарники и деревья.

Часть 14

Создание любого произведения живописи, в том числе и пейзажа, предполагает владение техникой рисования. Начинать осваивать ее мы вам советуем с выбора материалов.

Часть 15

Рисование – это творчество. Процесс рисования с натуры должен доставлять художнику радость, а зрителю – удовольствие от увиденных картин.







 
Главная > Искусство пейзажа
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Арсений Мещерский. Сайт художника.