Поиск на сайте   |  Карта сайта
 


Часть 4

У каждого мастера живописи свои методы и способы работы над пейзажем. Есть такие художники, которые всегда опираются на основы, заложенные классической школой рисования. Другие творцы смело отбрасывают их, создавая свои концепции и техники пейзажной живописи.

Классические каноны и собственная манера в живописи

Одним из таких художников является Хуан Сабатер. В предыдущей статье мы исследовали его манеру работы над пейзажем, написанным восковыми карандашами. Теперь обратим внимание на картины, написанные маслом. Каждый настоящий художник придумывает свой собственный метод, который столь же хорош, как и любые другие, и имеет такое же право на существование в мире живописи.

В 20 и 21 веках в жанре пейзажа доминируют принципы, созданные импрессионистами. В данной статье мы не собираемся открывать что-то новое. Напротив, наша цель — подсказать начинающим живописцам методы и эстетические приемы, которыми пользовались импрессионисты - непревзойденные мастера пейзажа.

Их изучение позволит вам овладеть основными навыками работы с пейзажем. По мере роста мастерства и выработке индивидуальной манеры, вы сможете создать собственный стиль пейзажной живописи, которому будет соответствовать и особая техника рисования.

Рисуем деревья

Для начала давайте научимся правильно изображать деревья. Они имеются на большинстве пейзажей, так что умение их рисовать вам обязательно пригодится. Вы скажете – нет ничего проще, чем написать дерево. Да, для человека, владеющего кистью, это не проблема.

Дело усложняется тем, что все деревья разные, как и люди. И вам в пейзаже придется рисовать не абстрактное, а конкретное дерево. А среди них есть не только деревья разной породы, величины и возраста. Деревья отличаются между собой формой кроны, расположением ветвей, формой ствола и корней, часто выходящих на поверхность земли, особенно в горах и у очень старых деревьев.

Совет: если вы не хотите быть посредственным художником, берите карандаш и рисуйте без устали всевозможные деревья. Чем больше этюдов вы нарисуете, тем проще вам будет в будущем писать пейзажи, где довольно часто дерево становится центром композиции.

После того, как карандашные этюды деревьев стали вам удаваться намного лучше, попробуйте написать деревья маслом. Возьмите кусок холста или бумаги, покрытой грунтовкой из латекса, и нарисуйте на нем деревья:

    • раскидистые, с тенистой кроной

    • старые, с корявыми стволами и кряжистыми ветками

    • молодые, с тонкими стволами и изящными ветвями

    • горные, словно уцепившиеся неправдоподобно перекрученными корнями за скалы и камни

Совет: набросайте углем контуры будущих деревьев. Окуните кисть в хорошо разведенную краску и наметьте на холсте места, где будут разные группы листьев, ветвей, ствол. Оставьте кое-где непрокрашенные участки – здесь на завершенном этюде сквозь крону будет просачиваться свет. Смешав прусский синий и жженую умбру, вы получите очень темный насыщенный зеленый цвет.

Когда краска высохнет, в отдельные места кроны можно нанести немного желтого и охры. В результате на вашей картине будут присутствовать три разных оттенка зеленого цвета. Затем, взяв ультрамарин, можно дописать небо – вот теперь ваш пробный этюд готов.

Пишем горный пейзаж масляными красками

Снова беремся за работу. Наша задача – написать зимний горный пейзаж, используя методику Хуана Сабатера. Однако, взяв ее за основу, помните, что для художника очень важно подойти к сюжету творчески, в соответствии со своей индивидуальностью.

Для этого пейзажа вам понадобится кусок холста размером 45 см х 33 см. Сначала набрасываем контуры рисунка. Особенно это важно в панорамных пейзажах, не имеющих четкого и конкретного переднего плана. Без контурного наброска вы, едва начав работу, потеряетесь, и не сможете продолжить. Качественно сделанный углем набросок в любой момент подскажет вам, над каким объектом пейзажа вы работаете в данный момент.

Совет: после нанесения угольного контура, по тем же линиям можно пройтись тонкой кистью, смоченной прусским синим.

На втором этапе, следуя методике Хуана Сабатера, следует нанести первоначальные цвета. Для этого холодные краски разведите в большом количестве скипидара. Проработайте ими сначала самые темные участки на переднем плане картины. Сейчас четкость цвета не столь важна, однако следует постараться и выбрать гармоничное сочетание цветов и оттенков. Ориентируйтесь на сине-зеленые или красно-зеленые тона, с вкраплениями черного и охры. Для силуэтов гор на заднем плане лучше взять грязно-зеленый оттенок.

Далее наступает время нанесения первых контрастов. Практически не касаясь переднего плана, нанесите немного теплых тонов. Они создадут контрасты в зимнем пейзаже, в котором преобладают холодные цвета. Проследите, как воздух влияет на восприятие оттенков в перспективе. Холодные тона, по мере удаления от переднего плана, обретают большую голубизну. Выпишите горы четкими, аккуратными мазками, обратив внимание на их направление — это важно для восприятия.

После выделения контрастов, следует перейти к цветовому решению пейзажа. Нужные цвета краски смешиваются на палитре и сильными мазками наносятся на картину. Некоторые участки зеленого затемняются мазками черного, причем направление мазков очень важно. Это придаст нужную глубину и форму участку, над которым вы работаете.

Заросли на переднем плане пишите крупными темными вертикальными мазками, нанесенными поверх ранее нанесенного зеленого цвета. Поля, в отличие от деревьев, выписывайте горизонтальными мазками зеленовато-охристого тона. Горные склоны пишите наклонными мазками, направление которых соответствует форме гор.

Совет: помните, что все цвета, по мере удаления вглубь картины, становятся светлей, чем на переднем плане.

Завершающий этап работы — нанесение красок на наиболее освещенные участки полотна. Это создаст ощущение глубины. По самым дальним полям слегка пройдитесь холодным тоном. Горные вершины осветите бликами, смешав немного белой и голубой краски.


Кенсингтонские сады

Восход солнца на море

Девочка, пасущая гусей


Часть 5

В пейзажной живописи огромное значение имеет мастерское владение перспективой. Она наполняет объемом картину, позволяет передать глубину и фактуру сюжета. Законы перспективы в живописи довольно просты, однако не всем художникам удается с легкостью использовать их в своих работах.

Часть 6

Художнику, кроме теории уровня глаз, нужно разобраться и с тем, как человек видит параллельные линии, и как их следует изображать на картинах. Допустим, человек стоит на железнодорожных рельсах и смотрит себе под ноги.

Часть 7

Сколько точек схода можно найти, если рассматривать предмет? Ввернемся снова к нашему кирпичу. Он лежит на столе, и вы видите три его стороны. Продлив все три линии длины кирпича до точки схода, вы сможете провести линию уровня глаз. Теперь поверните кирпич слегка влево.







 
Главная > Искусство пейзажа
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Арсений Мещерский. Сайт художника.