Поиск на сайте   |  Карта сайта
 


Часть 11

Работа над пейзажами дает художникам бесценный опыт в изучении пространственного построения картин. Здесь мы не можем менять реальность, как, например, в натюрморте. В пейзажной живописи художник полностью зависит от внешних обстоятельств, таких как:

    • Сюжет

    • Освещение

    • Погода

    • Время года

Выезды на этюды и путешествия по красивым местам дарят живописцу яркие впечатления, которые потом выплескиваются на холст или бумагу. И, прежде чем приступить к работе, он продумывает структуру, композицию будущей картины. Причем это не должно быть обычным срисовыванием натуры. Художник создает пейзаж на основе впечатлений, их он старается выразить в своем произведении.

Практика и еще раз практика

Живопись требует постоянной практики и частых упражнений. Регулярная работа над техникой рисунка, композицией поистине творят чудеса. На пользу идут любые занятия:

    • Вырисовывание контуров

    • Стенограммы

    • Проработанные, в плане контрастов темных и светлых цветов, этюды

Причем лучше работать с набросками, сделанными на природе. Тогда картина имеет особый внутренний посыл, основанный на личных переживаниях и эмоциях художника. Срисованный с фотографии, особенно, если она сделана не вами, пейзаж не будет иметь такого эмоционального заряда. В пейзаже вы стараетесь показать свое видение сюжета, те впечатления, которые он у вас вызвал. Они и обуславливают индивидуальный почерк, технику и настроение – то, за что и ценится живопись. Искусство передачи впечатлений от увиденного на пленэре лучшие представители импрессионизма довели до совершенства. У них, давайте, и будем учиться!

Выбор сюжета

Сделать правильный выбор натуры для рисования пейзажа вам поможет видоискатель — прямоугольная рамка, вырезанная из листа картона. Желательно, чтобы ее размеры были пропорциональны предполагаемому размеру картины. Глядя в такое «окошко», вы словно смотрите в видоискатель фотоаппарата. И выбираете идеальный участок природы, который ляжет в основу пейзажа. Чаще используйте этот прием и вскоре опытным взглядом сможете безошибочно выбирать наилучший ракурс.

Совет: собираясь на этюды, подготовьте дома два куска холста одинакового формата. Нанесите грунт и пару слоев краски в качестве основы. Такие заготовки не будут чрезмерно впитывать краски.

Вот на таком, подготовленном заранее, куске холста и делайте набросок. Старайтесь работать в технике алла прима, то есть писать этюд за один прием, от начала и до конца. Тогда к завершению работы холст будет уже подсохшим. Техника алла прима используется в работе акварелью и масляными красками. Она существенно отличается от классической технике письма, когда на холст наносится много слоев краски.

Совет: если вы сделали наброски на обоих кусках холста, сложите их лицевыми сторонами внутрь, а между ними проложите узкие деревянные планки или четыре кусочка пробки по углам. Тогда свежая краска на картинах не повредится, что позволит вам спокойно принести работы домой в первозданном виде.

Особенности работы на пленэре

Работа на пленэре предполагает максимальную концентрацию и быстроту. Для этого нужно больше рисовать, постоянно совершенствовать мастерство, стараться больше видеть красивых мест и узнавать что-то новое. И меньше уделять внимание мелким деталям, хотя бы первое время. Старайтесь концентрироваться на общем впечатлении, основных контурах и крупных цветных пятнах, на перспективе и композиции.

Законченный на природе этюд принесите домой, и отложите на какое-то время. Впоследствии можно вернуться к нему, возможно, вам удастся вспомнить что-то важное из своих впечатлений. А, может быть, вы еще раз выберетесь на то же самое место. Хорошо, если при таком же освещении и погодных условиях, в каких вы писали свой этюд. Возможно, вам удастся что-то добавить в свою картину — то, чего вы не увидели в первый раз.

Вполне возможно, что вы и по памяти что-то захотите изменить — прорисуете детали, измените какие-то участки картины. Очень часто спонтанные впечатления по прошествии некоторого времени становятся четче и глубже. Тогда пейзаж, написанный в технике алла прима, станет произведением, нарисованным в многослойной технике. Многим художникам кажется что, работая на пленэре, они лишь сделали легкий набросок для будущей картины. Конечно, ведь природа ярка и многообразна, передать всю ее красоту за один прием довольно трудно. А, возможно вы удивитесь, рассматривая дома или в мастерской свои этюды, заметив, как много и как точно было вами подмечено и воспроизведено на холсте.

Совет: чаще работайте на пленэре, если хотите совершенствоваться в пейзажной живописи. Не спешите сразу приступать к рисованию. Сначала постарайтесь вдоволь насладиться открывающимися перед вами видами и осознать свои эмоции от увиденного.

Работайте на природе как можно чаще, делайте рисунки, зарисовки и эскизы. Ищите свою технику и манеру письма. Почаще пересматривайте свои работы. Не нужно недооценивать их – ведь в каждом этюде собраны ваши эмоции и восхищение. В каждой зарисовке вы отразили то, что увидели или хотели видеть в тот момент. В этих работах раскрывается ваша индивидуальность, как творца своей собственной реальности, сюжеты для которой были подсмотрены у природы.


Сад в Понтуазе

Фруктовые сады в Лувесьене

Сады Кье, перекресток у пруда


Часть 12

Жизнь человека неразрывно связана с искусством. Вспомните наскальные рисунки на стенах пещер, оставленные нашими пращурами. Казалось бы, откуда в каменном веке такая тяга к рисованию.

Часть 13

Пейзаж, как вид живописи, часто «населен» всевозможными живыми существами. Мы отнесем к ним не только людей, животных и птиц, но и все формы растительной жизни – травы, цветы, кустарники и деревья.

Часть 14

Создание любого произведения живописи, в том числе и пейзажа, предполагает владение техникой рисования. Начинать осваивать ее мы вам советуем с выбора материалов.







 
Главная > Искусство пейзажа
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Арсений Мещерский. Сайт художника.