Поиск на сайте   |  Карта сайта
 


Часть 1

Искусство пейзажа появилось, как самостоятельный жанр, в 17 веке. Его родоначальниками искусствоведы считают Мейндерта Хоббему и Якоба ван Рёйсдала. К 18 веку во Франции и Англии появляются новые художники, работающие в жанре пейзажа — Фрагонар, Констебл, Верне. Их мастерство, безукоризненное чувство цвета и знание законов перспективы сделали пейзажную живопись одной из основных в изобразительном искусстве.

Зарождение импрессионизма в середине 19 века стало новым этапом в развитии пейзажа. Импрессионисты предпочитали работать не в мастерских, а на пленэре. Они подарили миру множество шедевров, основную часть которых составляют пейзажи.

Чаще всего пейзажи пишут маслом и акварелью. Гораздо реже пейзажисты пишут пастелью. Однако у пастели есть множество преимуществ. В руках хорошего художника-пейзажиста пастель проявляет все свои возможности, которых у нее не меньше, чем у акварели или масла.

Методы и предмет

И пейзаж, и фигура человека, требуют творческой переработки, осмысления уведенного художником. Особенно это важно в пейзаже. Художник выбирает для картины какое-то конкретное пространство и старается его воспроизвести в более-менее реалистической форме, оставляя, однако, за собой право художественной трансформации увиденного. Для живописца важна тема или настроение, в соответствии с ними и пишется пейзаж.

Многие пейзажисты работают на природе, делая наброски, а доводят картину до завершения в тиши мастерской. В отличие от таких мастеров, импрессионисты всегда писали свои пейзажи на природе, сразу, без эскизов и доработок. Такой подход придает пейзажу особую энергетику, основанную на сиюминутных впечатлениях. Подобного эффекта в мастерской не получить. И, не случайно, пленэрная живопись всегда более яркая и живая. Следует подчеркнуть, что при любом методе, для пейзажиста важно и творческое воображение, и знание законов перспективы.

Марина — одна из популярных тем пейзажной живописи

Параллельно с появлением пейзажа в живописи возникло еще одно направление, родственное ему. Речь идет о картинах, на которых изображается море и все, что входит в морскую тематику. Конечно, величие морской стихии не могло остаться в стороне, оно всегда было неиссякаемым источником вдохновения для мастеров живописи. Среди мастеров-маринистов, работавших акварелью, стоит упомянуть Тернера и Айвазовского.

Множество великолепных картин изображают портовые города и гавани, марины с парусниками и яхтами. Все это пестрое великолепие живет своей яркой жизнью на холсте и бумаге, удивляя бесконечным разнообразием мотивов, форм, настроений. И в данном случае знание перспективы необходимо художнику, который берет на себя смелость изобразить на картине порт, причалы, корабли и берега. Кроме них, важно отменное владение секретами композиции и рисования. Даже одинокую лодку нарисовать не так просто, как кажется. Что уж говорить, если вы хотите нарисовать пристань или причал марины, с множество яхт и катеров.

Совет: Чтобы не запутаться в бесконечном множестве мачт, канатов, рыболовных снастей, других деталей, рисуя порт или марину, избегайте чрезмерного увлечения деталями. Уберите все лишнее, не сказывающееся на общем впечатлении, которого вы хотите добиться, работая над картиной.

Для начинающего мариниста есть еще одна трудность. В воде отражается все, что расположено на ней и на берегах. В результате на водной поверхности образуется отражение, которое выглядит как сложное многообразие красок и форм с разной четкостью. Изображение его на картине требует особого мастерства.

Совет: отражению предметов в спокойной воде свойственны те же пропорции, свойственные им в реальности. На водной глади рисуйте точные копии предметов в зеркальном отображении.

Чтобы получить впечатления, которые затем перенесутся на холст или бумагу, маринисты выходят на берег моря. И рисуют – пасмурное утро на берегу или залитый южным солнцем средиземноморский полдень. Многие марину пишут по фотографиям, ведь для художника главное – тема или сюжет, а трактует он их всегда по-своему.

Как отмести все лишнее

Известный французский художник Каролюс Дюран любил повторять ученикам: «Все, что не необходимо – вредно». Это вовсе не означает, что детали лишние. Однако увлечение ими заставляет забыть, что картина — это художественное обобщение.

Совет: работая с натурой, прищурьтесь (если вы носите очки – снимите их). Рисуя, придавайте значение лишь тому, что вы видите, прищурившись. Это будет несколько расплывчатое изображение модели или пейзажа, в котором будут выделяться самые крупные объемы и массы цвета. Можно писать картину с полуприкрытыми глазами – это тоже позволит выхватить главное.

Такой способ упрощения реальности позволяет выделить самое значимое в увиденном, на основе которого и создается произведение живописи. Но обобщить – задача не простая. Она требует правильной, обдуманной расстановки объемов и акцентов. Приобретенные вами навыки такого изучения объектов позволят писать картины, не увлекаясь деталями.

Обобщение в изобразительном искусстве — залог сдержанности и изящества. Великий импрессионист Эдуард Мане говорил, что немногословный собеседник заставляет думать, а болтливый – скучать. Картина – это способ художника выразить свои мысли, только цветом и формой, а не словами. Обобщение сделает все, что вы создадите на холсте или бумаге, сдержанным и изящным.


Примроуз Хилл, Регентс Парк

Мост Боэлдье, Руан, утренняя атмосфера

Деревня Якоб Коин


Часть 10

Предметы на пейзажах можно изображать в разных ракурсах. Интересно посмотреть, какие возможности дарит художнику взгляд сверху или снизу на изображаемые предметы. И как в таком случае следует рисовать все, что вам хочется изобразить на своем пейзаже?

Часть 11

Работа над пейзажами дает художникам бесценный опыт в изучении пространственного построения картин. Здесь мы не можем менять реальность, как, например, в натюрморте.

Часть 12

Жизнь человека неразрывно связана с искусством. Вспомните наскальные рисунки на стенах пещер, оставленные нашими пращурами. Казалось бы, откуда в каменном веке такая тяга к рисованию.







 
Главная > Искусство пейзажа
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Арсений Мещерский. Сайт художника.