Поиск на сайте   |  Карта сайта
 


Часть 14

Создание любого произведения живописи, в том числе и пейзажа, предполагает владение техникой рисования. Начинать осваивать ее мы вам советуем с выбора материалов. Лучше всего взять белую бумагу высокой плотности – чертежную, полуватман, ватман. Ее зернистая поверхность идеально подходит для рисования карандашом, поскольку кусочки грифеля на такой фактуре лучше задерживаются. Кроме того, зернистость поверхности выдерживает длительную работу карандашом, корректировку рисунка с помощью ластика. Рыхлая некачественная бумага быстро придет в негодность — рисунок на ней становится неопрятным, а сама бумага – грязной и затертой.

Карандаши для рисования

Для рисования возьмите хорошие карандаши с графитным стержнем, длинные и тщательно отточенные. Выбирайте марки НВ, 2В, В, 3В – то есть карандаши, имеющие среднюю мягкость. Опытный художник знает, что разные марки карандашей используются для разных целей. Если рисовать вы собираетесь долго и предполагаете возможность исправлений и корректировки изображения – остановитесь на карандаше НВ. Для проведения тонких линий и штрихов используйте острие карандаша, а тушевка и линии более широкие и яркие рисуются боковой стороной графитового стержня.

Совет: правильная заточка карандаша заключается в стачивании деревянной поверхности примерно на 30 мм. Обнажив графитный стержень на 8-10 миллиметров, заточите его острие, придавая ему форму конуса.

Проверьте свой карандаш на листе бумаги. Для этого попытайтесь провести линии разной толщины, с неодинаковым нажимом. Запомните, какие линии получаются при использовании его острия и боковых сторон, при разной силе нажима. Нарисуйте на листе разные линии – от самой тонкой и светлой до жирной, темной. Этот листок бумаги оставьте в качестве тональной шкалы – по аналогии с палитрой. Она подскажет вам возможности имеющихся в вашем распоряжении карандашей разной твердости и фирмы-изготовителя. Приготовьте (заточите) несколько карандашей, чтобы во время рисования не отвлекаться на их заточку.

Бумага

Рисуйте на хорошей бумаге. Качественная бумага имеет прямоугольную форму листов, края их срезаны аккуратно, ровно. На листах ватмана рисовать неудобно. Их лучше разрезать на четыре равные части, у вас получится 4 листа формата А3. Если вы разделите лист ватмана на 8 равных частей, то получите листы бумаги формата А4. Делить ватман на части нужно по отметкам, сделанным острым карандашом. Хорошо режет ватман тонкое острое лезвие ножа, направленное вдоль положенной на лист бумаги металлической линейки. Чтобы не испортить стол – подложите под разрезаемый лист ватмана что-нибудь твердое (фанеру, лист толстого картона).

Прежде чем начать рисовать, приколите к планшету лист бумаги кнопками. Часто художники закрепляют на планшете узкую ленту наждачной бумаги, чтобы периодически оттачивать острие грифеля.

Совет: не рисуйте коротким карандашом, то есть таким, в котором от первоначальной длины осталось меньше половины. Его можно использовать, если вставить в специальный удлинитель – трубку из дерева/металла. Рисовать коротким карандашом неудобно, это будет отвлекать вас от процесса.

Как держать карандаш во время рисования? Точно так же, как если бы вы собирались им писать? Эту распространенную ошибку обычно делают начинающие художники. При рисовании карандаш нужно взять таким образом, чтобы поверхности бумаги касался лишь кончик грифеля и, изредка, мизинец. Иначе рисунок будет размазываться ладонью и станет неопрятным. Обратите внимание на это – лучше сразу научиться держать карандаш правильно, даже если поначалу вам покажется такой хват неудобным.

Совет: кисть руки, в которой держите карандаш, должна двигаться свободно Рука должна быть вытянута, так, чтобы глаза художника могли целостно охватить всю поверхность рисунка.

Освоить правильную, то есть профессиональную манеру держать карандаш вы сможете со временем. Обращайте на это внимание, чтобы потом не переучиваться. Штрихи ложатся на лист бумаги в разных направлениях — для этого кисть должна быть подвижной и не напряженной.

Основные навыки рисования

Все поправки, которые вносятся в рисунок, делайте, не стирая ранее намеченной формы и композиции изображения. Тогда рисунок получится живым. Старайтесь искать нужную форму линии тонкими штрихами, не спешите оставлять на рисунке жирные линии. Их потом очень трудно убрать, даже если качество бумаги и резинки очень высокое.

Совет: если вы хотите, чтобы ваши рисунки были аккуратными, постарайтесь свести до минимума использование резинки. Делая поправки, снимайте ненужные штрихи, едва касаясь резинкой поверхности бумаги. Ее гранью можно снять излишнюю интенсивность штриховки в местах рисунка, где должны быть самые светлые участки.

Для начинающего художника использование резинки вообще не очень желательно. Прибегая к ней слишком часто, вы не сможете научиться уверенно рисовать нужные линии, поскольку всегда будете помнить о том, что резинка даст возможность исправить рисунок. К тому же в процессе работы над рисунком отдельные линии контуров постепенно уступят место нужным штрихам.

Совет: не пользуйтесь чернильным ластиком, они очень быстро испортят ваш лист бумаги. Для карандаша идеально подходит мягкая белая резинка. Чтобы она имела острые углы, которыми удобно стирать, разрежьте ее ножом по диагонали.

Вот, кажется, что может быть проще, чем стереть карандашный рисунок. Однако и этому предстоит научиться! Всегда стирайте ненужные штрихи поперек их направления. Так вы не испортите поверхность бумаги. Осветлить рисунок вам поможет не только резинка, но и крошки хлебного мякиша. Только берите белый хлеб для этой цели! На лежащий горизонтально рисунок насыпьте крошки, а потом положите на крошки ладонь и протрите рисунок мягкими движениями, добиваясь желаемого осветления.

Точка, штрих, линия — азбука художника

А теперь поговорим об азах рисования:

    • Чтобы получить точку, визуально определите ее место на рисунке, и коснитесь этого места на бумаге острием карандаша

    • Штрихом называют короткую линию, отрезок, черточку. С помощью штрихов изображают тональные пятна на рисунке или намечают места расположения линий

    • Линия – главное в рисовании. Они бывают прямые и кривые. И те, и другие нужны для воспроизведения всех объектов рисунка.

Совет: художники не использую чертежных инструментов в работе над картинами – это дурной тон.

Прямую линию проводят, наметив две точки или штриха, через которые она должна пройти. Сначала проведите линию тонко, затем, убедившись, что она проведена правильно, можно сделать ее более жирной. Линия может быть неодинаково интенсивной по всей длине – это регулируется нажимом карандаша. Кривая линия рисуется не сразу, одним движением кисти руки, а по фрагментам. Их концы намечаются точками, потом соединяются линиями. Получив нужную кривую, можно обвести ее четче.

Штриховка — способ придания объема и глубины

Тон изображаемого предмета на рисунке карандашом выделяют штриховкой. Она делится на два вида:

    • Тушевку

    • Штриховку

Благодаря тональным пятнам, полученным с помощью штриховки, можно подчеркнуть объемность и фактуру предмета, глубину пространства, в котором он находится.

Секрет: штриховка должна оставаться прозрачной, следите за тем, чтобы не затереть ее пальцами. И еще – слишком гладкая и аккуратная растушевка не делает рисунок идеальным и завершенным, как думают многие новички. Такой растушевкой вы придадите рисунку холодность, сделаете его мертвым.

Хотите передать различия в тонах – используйте для штриховки разнонаправленные штрихи! Пусть они идут по вертикали, диагонали, горизонтали, пусть они будут четкими и едва заметными, прямыми и изогнутыми. Все это придает особую глубину и живость рисунку, сделанному карандашом. Конечно, такое разнообразие штрихов не является самоцелью. Пользоваться им нужно разумно, для получения максимально выразительного изображения.


Вид с Новой Крепости на Венецианскую лагуну в направлении Мурано

Пейзаж с палаткой рыбаков

Вид на канал Гуидекке и Заттере


Часть 15

Рисование – это творчество. Процесс рисования с натуры должен доставлять художнику радость, а зрителю – удовольствие от увиденных картин.

Часть 16

Важнейшей частью пейзажа являются растения. Окружающий мир полон деревьев, кустарников, трав и цветов – живописец должен уметь рисовать их.

Часть 17

Пейзаж и цветы. Давайте поговорим об этих прекрасных посланцах царства Флоры. Как они выглядят на картинах, как правильно нарисовать цветок. Для художника важно уметь рисовать их, поскольку многие пейзажи, да и другие виды живописи, такие, как натюрморт, немыслимы без цветов.







 
Главная > Искусство пейзажа
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Арсений Мещерский. Сайт художника.