Поиск на сайте   |  Карта сайта
 


"Арсений Мещерский"

Исаак Левитан:



Иван Айвазовский:



Алексей Саврасов:



Илья Репин:



Иван Шишкин:



Архип Куинджи:



Максимилиан Волошин:



Василий Поленов:



Михаил Васнецов:



Алексей Венецианов:



Арсений Мещерский:


Текст аудиобиографии Арсения Мещерского

Арсений Иванович Мещерский — живописец-пейзажист, основную часть творчества которого составляет изображение природы южной и северной России, Крыма и Кавказа. Это удивительные, необыкновенно реалистичные, яркие и дышащие жизнью картины. Многое в манере художника напоминает его учителя, пейзажиста Калама. Однако Мещерский не только заимствовал приемы швейцарца, но и развил собственный стиль пейзажа, который был и остается его «фирменным знаком». Арсений Иванович всегда считал себя «рисовальщиком» природы.

Арсений Иванович Мещерский родился в 1834-м году в Вышневолоцком уезде Тверской губернии. Сведений о родителях не сохранилось. Бытует мнение, что так или иначе живописец принадлежал к знатному роду Мещерских. Но его происхождение до сих пор вызывает споры, а ранняя биография полна тайн и загадок.

Великолепие местной природы, среди которой жил юноша, поражает самое сильное воображение. Здесь есть все — и смешанные леса, и сосновые боры на песках, и бесконечные озера, и полыхающие разноцветьем поляны, и летние луга, и колосящиеся поля.

Именно эти впечатления позже подтолкнут Арсения Мещерского к созданию полотна «Вечера в Пинских болотах». Картина с величавыми деревьями и беспредельной перспективой заболоченной местности поражает самого требовательного критика. Также восхищают своей красотой пейзажи Мещерского — «Туманное зимнее утро» и «Тихая заводь».

Эти уголки природы средней полосы России поражают своей завораживающей красотой, которая возникает из-под земли и не отпускает от себя не на шаг, позволяя наслаждаться полотном вечность.

Отличный пример всему сказанному выше — многократно используемый Мещерским «мотив русского поля». В начале 1883-го года Арсений пишет картину «Ржаное поле у лесной дороги», позже, в 1890-м году написана другая картина — «Рожь». Но у Мещерского есть и другие работы, например «Поле ржи». На картине изображена процессия со священником, который освящает урожай перед жатвой.

В 1854-м году, когда Арсению было 20 лет, он уже имел основательную художественную подготовку. Он был зачислен вольноприходящим учеником в Императорскую Академию художеств, где проучился три года под руководством Бруни, Воробьева, Неффа. К тому времени Мещерский уже не был дебютантом. В следующем году он уже участвует в академической выставке. Для нее он предоставляет два пейзажа: «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Вид Петропавловской крепости». За эти картины Мещерский получает вторую серебряную медаль.

1857-й год приносит Арсению Мещерскому новую удачу. За его полотно «Утро в окрестностях города Фридрихсгамена» Академия награждает Арсения первой серебряной медалью. Также в этом году Мещерский решает покинуть стены Академии и оставить занятия, отправившись на усовершенствование своей живописи в Швейцарию.

За представленную на Академической выставке 1859-го года исполненную в Швейцарии картину «Швейцарский вид» Мещерский получает даже не вторую, а сразу первую золотую медаль, звание классного художника и право на заграничное пенсионерство.

Путь в Швейцарию лежит через многочисленные остановки в Одессе, Константинополе, городах Италии. Милан, Венеция, окрестности Рима с его древними руинами, базиликами, музеями и галереями, Неаполитанский залив стали новым открытием для Арсения. Все это великолепие так и просится на холст! — не раз говорил сам пейзажист.

В заграничном путешествии Мещерского покоряет романтически суровая природа Финляндии. Полотно «Ледокол», написанное там, позже станет одной из самых значимых картин в творчестве художника.

На картине повсюду изображены глыбы льда. На этих глыбах можно заметить сидящих птиц, которые словно светятся изнутри. Почти к самой воде озера подступает утопающая в серой мгле сумерек роща. Ветви обнаженных деревьев покрыты инеем. Синевато-серые, блекло-зеленые тона сдержанного колорита, изображенные на картине, поражают своей живописностью. Здесь нет ни особых световых эффектов, ни будоражащих взгляд контрастов. Художнику удалось передать ощущение суровости и напряженного безмолвия зимнего пейзажа.

Во многом перекликается с ней более поздняя работа «Заготовка льда».

В 1864-м году Мещерский вновь возвращается на родину. Он живёт в Петербурге, но изредка посещает и Финляндию, и Прибалтику, и Кавказ.

Многие критики говорили о Мещерском, что «он умел создавать простые по мотиву, правдивые по чувству и спокойные по колориту картины».

Панорамы горных массивов, быстрые реки, бегущие с заснеженных вершин, долины, ущелья, степные равнины и, конечно же, море — то бескрайнее, свободно раскинувшееся до самого горизонта, то потесненное у берега мощными скалами — предстают перед зрителем на картинах художника того периода. Кисть живописца особенно привлекал бирюзовый цвет со всеми его оттенками, зеленовато-серые, золотисто-оливковые и янтарные колористические композиции. Осторожно пользуясь красным, Мещерский использовал его на своих полотнах лишь для того, чтобы поставить нужный ему акцент.

Мещерский воспринимал природу Кавказа как явление величественное, грандиозное, таящее в себе как неистощимую энергию грозных стихий, так и умиротворенность обласканного солнцем покоя. Ярким примером можно назвать картину «Кавказ».

На первом плане изображен бурлящий поток водопада, спадающий в бездну у нижнего края картины. Над ним можно рассмотреть кусты, причем прописан каждый их листок. Чуть поодаль — чернеющий ствол упавшего дерева, перекинутого через поток. Вокруг водопада остроугольные каменные глыбы, скалы, по которым карабкается вверх уходящая в тень зеленовато-серая растительность.

На полотне виден бледно-сиреневый пик горы, упирающийся в затянутое облаками голубое небо. Композиция оживлена появлением двух освещенных солнцем мужских фигур на правом склоне, усиливающих впечатление грандиозности окружающего их величественного ландшафта.

Огромное чувство красоты и мощи остается от таких работ Мещерского, как «Горный пейзаж», «Водопад», «Морской пейзаж».

На протяжении всего жизненного пути и творчества Арсений Мещерский не раз возвращался к теме изображению природы Кавказа и Крыма. Долины, прорезанные горными потоками, теряющиеся в облаках вершины, суровые скалы, кое-где поросшие деревьями и кустарником — это то, что манило художника. И почти везде можно заметить присутствие людей: или рыбаков, или прогуливающихся детей, или местных жителей, отдыхающих в тени деревьев или гротах от палящих лучей солнца.

1867-й год стал для Арсения знаменательным. Мещерскому поручено сопровождать великого князя Алексея Александровича в его кругосветном путешествии.

В 1876-м году за свое полотно «Вид у истоков Риона» Мещерский удостаивается звания профессора.

В конце 1870-го — начале 1880-х годов Мещерский регулярно участвует в академических выставках в созданном при Академии Обществе выставок художественных произведений.

Современники Мещерского утверждали, что 1879-й год стал для него роковым. Мещерский сильно заболел. Вскоре Арсений слег. Пневмония не отпускала его из своих тугих душных объятий почти два месяца. В какой-то момент врачи потеряли надежду спасти художника. Да и сам он, измученный лихорадкой и сотрясающим грудь кашлем, не слишком надеялся на выздоровление. К счастью всё обошлось, и Мещерский поправился, но с тех пор он начинает страдать приступами удушья, немало осложнявшими его существование, особенно с наступлением холодов.

В 1886-м году Арсений Мещерский награждается орденом Анны третьей степени «за особые труды на художественном поприще». На протяжении 1898-го года Мещерский путешествует. Он побывал в Турции, на Афоне и на некоторых островах Греческого архипелага, вновь посетил Италию и Швейцарию.

В эти годы Мещерский отдавал большее предпочтение масляной живописи, но, тем не менее сделал множество сепий, в течение многих лет сотрудничая с журналами «Живописное обозрение» и «Гусляр». Также Арсения очень интересовала техника гравюры.

Он добился успеха и в этом: литографии «На Рионе», «Сосны в горах» привлекают зрителя особым мастерством в передаче освещения.

Это была последняя поездка великого живописца. В середине ноября 1902-го года в газете «Новое время» среди многочисленной рекламы появился некролог.

Он сообщал о том, что «13 ноября скончался от астмы Арсений Иванович Мещерский, профессор пейзажной живописи, некогда пользовавшийся большой популярностью в художественном мире Петербурга... Наиболее удавались ему горные пейзажи и зимние мотивы».

Арсений Мещерский ушёл навсегда, оставив свои чудные полотна, позволяющие нам прикоснуться к волшебному очарованию природы.


Закат на Сент-Чарльз, Эрагни

Холмистый пейзаж , зима

Дома в Кнокке, Бельгия





 
Главная > Мещерский > Аудиобиография
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Арсений Мещерский. Сайт художника.