Поиск на сайте   |  Карта сайта
 


Образование

10Значительно позже Мещерский стал прислушиваться к мнению своего учителя о закономерностях строения любой формы в искусстве. Действительно, стоит отметить, что в рисунке зарождаются и замысел живописца, и его скульптура, а также и архитектура. Также стоит упомянуть о том, что рисунок существовал и как самостоятельных вид искусства, который был наделен своими специфическими законами, неким своим способом выражения. Именно благодаря этим факторам, а также линиям, штрихам и пятнам. Ведь именно они на поверхности бумаги создают пространство и объем.

В ранней юности наш живописец штудировал труды Иоганна Даниила Прейслера с большой пользой для себя и своего искусства. Мещерский был очень заинтересован трудами немецкого художника, директора Нюрнбергской академии. Мещерскому удалось раздобыть где-то «Методику или теорию рисования» и «Правила рисования цветов», а также другие интересные работы довольно известного педагога. Эти работы стали для Мещерского настольной книгой. Также живописец очень любил и книги о живописи Леонардо да Винчи, и трактаты Альбрехта Дюрера.

Карл Брюллов очень любил повторять своим ученикам такую фразу: «Рисовать надобно уметь прежде, нежели быть художником, потому что рисунок составляет основу искусства; механизм следует развивать от ранних лет, чтобы художник, начав размышлять и чувствовать, передал свои мысли верно, и без всякого затруднения; чтобы карандаш бегал по воле мысли...»

Учебы в гимназии открыла много нового для живописца. Именно здесь он узнает о множестве разнообразных рисовальных техник, который условно поделены на так называемые «сухие» и «мокрые». По этой теории к «сухим» принадлежат карандаши, уголь, пастель, сангина. Чаше всего они использованы в линейном, штриховом рисунке. «Мокрые» же техники дают возможность работать пятном с помощью кисти. К таким факторам можно отнести тушь, сепию, акварель. Мещерский пытался найти золотую середину. Он использовал то один вид живописи, то другой.

Через пол века, как он взял кисть в руки, его картины стали приобретаться для только что открывшегося Русского музея императора Александра III. Музей приобрел картину Мещерского под названием «Пинии», которая была написана в 1891 году. А на выставке в Гельсингфорсе, которая была проведена Обществом русских акварелистов в 1893 году, работы Арсения Мещерского были признаны одними из лучших картин, ведь они были выполнены при помощи средств монохромной живописи.

Позже Мещерский стал великим пейзажистом как у себя в стране, так и за рубежом. Он никогда не расставался с карандашом и блокнотом. Даже присутствуя на собрании Санкт-Петербургского общества художников, он среди творившегося вокруг шума и гама умудрялся делать множество набросков. Постороннему могло показаться, что этот седовласый господин мучается сочинением стихов. Карманы его сюртука нередко распирали скомканные страницы из блокнота, которые он никогда не бросал где попало.

5Арсений Иванович всегда считал себя «рисовальщиком» природы, но никак не мог понять своих современников. Однажды швейцарский пейзажист Александр Калам скажет, что натура живописцу необходима лишь на определенном этапе. Когда художник изучает и запоминает характерные оттенки природы, то должен полагаться только на творческое воображение. Таким образом, художники должны полагаться на свой собственный новый образ. Перенесенная на холст натурная картинка, как правило, не способна превратиться в живописное полотно.

Аналогичным образом подходил к созданию многочисленных произведений и русский певец морской стихии Иван Константинович Айвазовский. А его автобиографии написано: «Живописец, только копирующий природу, становится ее рабом, связанным по рукам и ногам. Человек, не одаренный памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником – никогда».

Для кисти художника являются неуловимыми движения живых стихий. Стоит заметить, что писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры. Именно для этого художник должен запомнить все эти факторы случайными, также как и эффект света и тени. Но с таким высказыванием вряд ли согласились бы такие великие живописцы, как Константин Коровин, Василий Поленов или создатель «пейзажа настроения» Исаак Левитан. Этот список можно продолжать довольно долго. Стоит лишь взглянуть на работы импрессионистов Камиля Писсарро «Вспаханная земля». «Бульвар капуцинок», а также «Стога сена» или «Руанский собор» Клода Моне, ренуаровские «Качели»...

Смелая кисть этих живописцев улавливает все мгновения, но именно благодаря особой технике чередования и совмещения всевозможных оттенков цвета, авторам удается воспроизводить на редкость живые, радостные и светлые картины окружающего мира. Напоенный солнечным дыханием воздух на полотнах импрессионистов вибрировал, формы предметов мерцали, все приходило в немыслимое движение. Казалось, лишь они одни способны отыскать и подарить другим все то великолепие красок, на которое так щедра природа.

А вот художественная манера этого направления трактовалась вот так: «Чувственно воспринятый мир нужно правдиво, без какой-либо предвзятости воспроизвести, оставаясь верным полученным впечатлениям во всей их непосредственности, свежести и чистоте, с полным доверием к свидетельствам глаза. Чем ближе кисть следует за значительную часть своих пейзажей спустя годы после возвращения из мест, очаровавших его душу».

Мещерский понимает, что путь к профессиональным занятиям живописью долог и тернист. Мещерский в свои 16 лет стремился приобрести навыки, без которых не может обойтись ни один творец. Он понимает, что ему необходимо знания, позволяющие понять веками выработанные другими мастерами традиционные приемы воплощения творческого замысла. Еще до того времени, когда он появился на пороге Императорской Академии художеств в Петербурге, он учился выстраивать композицию картины, осознанно использовать колорит. Автор много времени уделяет рисунку, потому что именно рисунок стал камнем изобразительной грамоты.


Каприччо. Руины церкви, сельский дом и фигуры на берегу протока лагуны

Пейзаж со всадником (Одинокие всадники)

Вид с Новой Крепости на Венецианскую лагуну в направлении Мурано





 
Главная > Мещерский > Образование
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Арсений Мещерский. Сайт художника.