Поиск на сайте   |  Карта сайта
 



Цветовые контрасты: одновременный и последовательный.

Цветные поверхности, помещенные рядом, изменяются более или менее ощутительно от взаимных влияний, которым присвоено название контрастов; цветовые контрасты играют чрезвычайную роль в живописи.

Если долго смотреть на ярко освещенную красную поверхность и потом перевести взгляд на слабо освещенную серую бумагу, то глаз увидит на ней голубо-зеленое пятно той же формы, какую имеет красная поверхность; этот зеленый цвет будет служить дополнительным к красному. Переводя глаз с фиолетовой, долго рассматриваемой, поверхности на серую ощутим впечатление зеленовато-желтого цвета; вообще глаз увидит всегда пятно дополнительного цвета к цвету предмета. Это есть явление последовательного контраста, так как мы видим появление изображения в дополнительном цвете лишь после того, как перестали смотреть на действительный предмет.

Долгое рассматривание яркого цвета притупляет на время чувствительность зрительных нервов к этому цвету; цвет начинает казаться менее ярким и чистым, и для того что бы увидеть его в прежней силе глаз должен от времени до времени отдыхать. Если положить на ярко красную бумагу маленький черный квадратик и долго смотреть на него, то, отдернув черный квадратик, увидим, что место, которое было им занято, покажется в ярко красном цвете, а окружающее поле будет казаться темнее и грязноватым, потому что те части сетчатой оболочки в глазу, на которых приходилось изображение красного поля, притупились к ощущению этого цвета.

Вместо черного квадратика можно взять для опыта зеленый; результат будет тот же и даже квадратное пятно на красном поле представится еще более, чем прежде, ярким. После рассматривания яркого желтого в глазу образуется впечатление фиолетового, при взгляде на серую поверхность. Фиолетовая поверхность показалась бы глазу особенно блестящею, а красная и оранжевая тусклыми. Рисуя с натуры при ярком освещении легко заметить происходящие при этом неудобства, вследствие последовательного контраста; впрочем, здоровый глаз легко справляется с этим неудобством, а болезненно-чувствительный должен отдыхать долгое время после сильного освещения и не вдруг может приступить к верной оценке красок, накладываемых на бумагу или холст, при делании этюдов с натуры.

Обращаемся к явлению модно временного контраста, т.е. такого, который обнаруживается при рассматривании двух цветных поверхностей, рядом лежащих. Чистые, по возможности, цвета красный и голубо-зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый усиливают яркость друг друга, но цвета остаются без дальнейшего изменения. Но если две, рядом лежащие, поверхности будут окрашены в цвета не столько отдаленные друг от друга, как названная пара, то взаимное действие их обнаруживается изменением каждого цвета. Если, например одна поверхность имеет оранжевый, а другая желтый цвет, то при соседстве их оранжевая кажется красно-оранжевой, а желтая зеленовато-желтой. Желтая поверхность, лежащая рядом с голубою, получит оранжево-желтый цвет, а голубая переходит в синюю. Вообще действие контраста усиливает различие между цветами и удаляет их друг от друга: теплый тон становится еще теплее, а холодный — холоднее. Но если между цветами расстояние более, чем между взаимно дополнительными цветами, то действием контраста такие цвета сближаются между собою; например красный и фиолетовый изменяются так, что красный приближается к красно-оранжевому, а фиолетовый к синему.

Еще поразительнее явления контраста в тех случаях, когда одна из поверхностей будет цветная, а другая — серая. В этом, как и в предшествовавших случаях контраста, надо, чтобы поверхности были небольшой величины, и чтобы одна была почти равна другой. Если рядом лежат поверхности зелено-желтая и серая, то последняя получает фиолетовый оттенок; он будет еще яснее для небольшой серой поверхности, лежащей в зелено-желтом поле. Серая поверхность на сине-зеленом поле получает красный оттенок. Вообще серая поверхность окрашивается цветом дополнительным к цвету поля. Если маленькая поверхность будет цветная, то она изменяется дополнительным цветом поля, которое само во всех этих случаях остается неизменным.

Явления одновременного контраста происходят по тому же закону, как явления последовательного контраста, но вторые удаются наилучшим образом, когда цвета будут яркие и чистые, а первые — когда цвета будут бледными, т.-е. смешаны с белым цветом. Для одновременного контраста необходимо, чтобы обе поверхности соприкасались; будучи же разделены белым или черным промежутком поверхности, они остаются без действия друг на друга.

Описанные явления контраста легко могут быть проверены на опыте, который удается, если, как было сказано, обе цветные поверхности будут иметь одинаковую величину; если же одна поверхность значительно более другой, то наибольшие изменения цвета замечаются в меньшей цветной поверхности. Если на листе бледно-голубой бумаги положить меньший, но еще значительный, листик желто-зеленой бумаги, то оба цвета изменяются; если же желто-зеленая бумага будет иметь форму кружка или квадратика сравнительно малых размеров, то изменяется цвет только желто-зеленой бумаги, которая становится более желтою.

Замечательны контрасты двух цветов одинакового наименования, но различной степени яркости. Квадратик очень бледного голубого цвета на бумаге более яркого голубого цвета может показаться серо-голубым или серым, или даже бледно-оранжевым, смотря по различию в силе цвета обеих бумажек. Трудно упомнить всяческие подобные изменения в случае различных цветов поверхностей, если не знать ключа к их объяснению. Все объяснения сводятся к тому, что к цвету одной поверхности надо присоединить дополнительный к цвету другой поверхности, помня, что здесь смешиваются разноцветные лучи, а не материальные краски. На основании таких рассуждений или прямого опыта составлены таблички цветовых контрастов, подобные нижеследующей.

Пары цветов.Перемены вследствие контраста.
Красный
Оранжевый
}Становится более пурпурным1.
Становится более желтым.
Красный
Желтый
}Становится более пурпурным.
Становится более зеленоватым.
Красный
Голубозеленый
}Становится ярким без изменения цвета.
Становится ярким без изменения цвета.
Красный
Голубой
}Становится более красно-оранжевым.
Становится более зеленоватым.
Красный
Фиолетовый
}Становится более красно-оранжевым.
Становится более синеватым.

Примечание. Две последние пары показывают, что иные цвета вследствие контраста сближаются, а именно все оттенки спектрально красного и оранжевого в прикосновении с фиолетовым. Сюда относится и одна из нижепоименованных пар, а именно: оранжевый и фиолетовый

Пары цветовъ.Перемены вследствие контраста.
Оранжевый
Желтый
}Становится красно-оранжевым.
Становится зеленовато-желтым.
Оранжевый
Зеленый
}Становится красно-оранжевым.
Становится голубовато-зеленым.
Оранжевый
Голубой
}Становится ярким.
Становится ярким.
Оранжевый
Фиолетовый
}Становится желтоватым.
Становится голубоватым.
Желтый
Зеленый
}Становится оранжево-желтым.
Становится голубовато-зеленым.
Желтый
Голубой
}Становится оранжево-желтым.
Становится синим
Желтый
Синий
}Становится более ярким.
Становится более ярким.
Зеленый
Синий
}Становится желтовато-зеленым.
Становится фиолетово-синим.
Зеленый
Фиолетовый
}Становится желтовато-зеленым.
Становится пурпурно-фиолетовым.
Зеленовато-желтый
Фиолетовый
}Становится ярким.
Становится ярким.
Синий
Фиолетовый
}Становится зеленоватым.
Становится пурпурно-фиолетовым.

Эта таблица содержит в себе 4 пары взаимно дополнительных цветов, которых тона не изменяются от контраста, и остальные 12 пар изменяющихся. Надо заметить, что по причине неполной чистоты цветов поверхностей, которые берутся для опыта и названы в первом столбце, изменения их вследствие контраста, названные во втором столбце, дают понятие только об общем характере тонов.

На основании того же общего начала, объясняются изменения слабого цвета бумажки, лежащей на другой, сильнее окрашенной в тот же цвет и имеющей относительно большую поверхность. Положим, что цвет каждой есть синий; на слабее окрагаенной наносится действием контраста желтый, или зеленовато-желтый, который нейтрализует синий цвет и вместе с ним образует чистый белый или серый же, синевато-серый или желтовато-серый. Если же на синей бумаге положена светло-серая бумажка, то эта последняя действием контраста может измениться только в желтую. Все подобные действия контраста очень хорошо известны опытным художникам, привыкшим пользоваться этими явлениями в живописи.

Следующая табличка содержит перечисление наиболее заметных результатов подобных цветовых изменений. И здесь заметим, что обозначение изменений словами указывает только на их главный цветовой характер.

Цвет большой поверхности.Действитительный цвет малой поверхности.Измененный цвет малой поверхности.
1.Фиолетовый.Тот-же слабее.
Очень слабый.
Серый.
Белый слабо фиолетоваго оттенка.
Белый или зеленовато-желтый.
Зеленовато желтый.
2.Зеленоватожелтый.Тот-же слабее.
Очень слабый.
Серый.
Белесоватый зеленовато-желтый.
Белый или фиолетовый.
Фиолетовый.
3.Синій.Тот-же слабый.
Очень слабый.
Серый.
Белесовато-синеватый.
Белый или желтоватый.
Желтый.
4.Желтый.Тот-же слабый.
Очень слабый.
Серый.
Белесовато-желтый.
Синий.
Синий.
5.Голубой.Тот-же слабый.
Очень слабый.
Серый.
Белесовато голубоватый.
Белый или оранжевый.
Оранжевый.
6.Оранжевый.Тот-же слабее.
Очень слабый.
Серый.
Белесоватый оранжевый.
Белый или голубой.
Голубой.
7.Голубоватозеленый.Тот-же слабее.
Очень слабый.
Серый.
Белесоватый слабо голубо-зеленый оттенок.
Белый или красноватый.
Красный.
8.Красный.Тот-же слабее.
Очень слабый.
Серый.
Белесоватый красноватый.
Белый или голубовато-зеленый
Голубовато-зеленый.
9.Зеленый.Тот-же слабее.
Очень слабый.
Серый.
Белесоватый зеленоватый.
Белый или пурпурный.
Пурпуровый.
10.Пурпурный.Тот-же слабее.
Очень слабый.
Серый.
Белесовато-пурпурный.
Зеленоватый.
Зеленый.

Цвет, возбуждаемый контрастом, всегда слаб и лучше всего виден на сером; на белом же менее заметен, как и на темно-сером, но виден даже на черном. Относительно черного можно сделать замечание, довольно поучительного свойства. Если на цветных материях вытканы, вышиты или отпечатаны черные фигуры, то они утратят свой черный цвет вследствие контраста. Черное на желтом получит фиолетовый оттенок, на красном — зеленоватый и т. п. Для того, чтобы фигуры или узоры казались действительно черными, им нужно дать такой цвет, который бы уничтожал оттенок, производимый контрастом. Для желтого фона надо взять темно-коричневый с желтым оттенком, для красного — темно-коричневый красноватый и т. п.

Как общее заключение из всего, сказанного о явлениях контраста, следует, что соседство некоторых цветов вредит им обоим, т.е. грязнит их тона, что другие цвета, напротив, увеличивают чистоту друг друга, что влияние одного тона на другой зависит от относительной величины поверхностей, покрытых этими тонами. В хорошо написанной картине всегда найдутся действия контраста, умышленно вызванные художником; тона во многих частях картины принадлежат не собственно краскам, а действиям контраста соседних тонов. Надо закрыть все соседние части черной бумагой, чтобы видеть настоящий неизмененный тон той или другой части картины.

К явлениям контраста, происходящим в природе, относятся цветные тени. Положим, что предмет, находящийся на открытом воздухе, будучи освещен низкостоящим солнцем, отбрасывает тень на почву или серые камни. Все, на что попадают солнечные лучи, получит оранжевый оттенок, а тени примут дополнительный к оранжевому оттенок, т.-е. голубой, иногда до того сильный и чистый, что невольно подумаешь — не от голубого ли неба происходит это освещение теней. Если почва или камень не серые, то их цвет сочетается с голубым по закону оптических смешений.

Явления контраста происходят еще в тех случаях, когда прилежащие поверхности, будучи однородно-серыми, или какого-нибудь определенного цвета, отличаются между собою только степенью светлоты. Этот простейший вид контраста обнаруживается тем, что близ линии соприкосновения поверхностей более темная из них кажется еще темнее, а светлая — еще светлее. Поэтому, если нужно на бумаге ряд полос покрыть тушью или сепией, так чтобы каждая из них казалась равной светлоты, надо к краям соприкосновения этих полос накладывать краску или бледнее, или светлее, чем посредине.

Подобные явления контраста замечаются в природе, когда ряды очень отдаленных холмов или гор находятся один за другим; надо только, чтобы, по отдаленности гор, их цвета казались более или менее однородными. Подобное тому замечается с чрезвычайною отчетливостью во время дождя, который как бы удаляет предметы, разделяет их на планы, и сообщает им общий серый тон; туман производит подобное же явление.

Серые поверхности особенно благоприятны для контрастов этого рода, но и слабые цветные также его обнаруживают. Вообще изменение светлоты может происходить совместно с изменением тонов.

Различный вид, принимаемый одной и той же цветной поверхностью, смотря по тому, окружена ли она белым, серым или черным полем, объясняется также контрастом. Цветной кружок представляется на белом поле менее ярким, чем на сером или черном; от кажущегося затемнения на белом и осветления на темном он значительно расходятся в тонах. Напр., одна и та же слабая желтая поверхность кажется зеленоватою на белом поле и белесоватою на черном. Синяя краска на белом представляется темною, но получает замечательную яркость и чистоту на черном поле. Вдобавок черное и серое поле окрашиваются цветом контраста.

Было упомянуто, что явления одновременного контраста замечаются при слабо окрашенных цветных поверхностях; в точности говоря — эти явления могут быть наблюдаемы в слабой степени также и при ярких цветных поверхностях, по крайней мере опытным глазом. Причина малого влияния на них действия контраста заключается в сильном впечатлении, производимом на глаз ярким цветом. Прибавляющееся к нему — сравнительно слабое — впечатление контраста очень мало заметно.

Относительная сила цветной и серой поверхностей не безразлична для резкости явлений контраста. Наиболее заметные контрасты на серой поверхности, лежащей на красном, оранжевом или желтом поле, происходят тогда, когда серая полоска немного темнее, чем цвет окружающего поля. Если же поле имеет зеленый, голубой, синий, фиолетовый или, наконец, пурпуровый цвет — серая бумажка должна быть несколько светлее поля для наиболее ощутительного контраста. Но в том и другом случаях контраст ослабевает, если серый цвет или гораздо светлее или гораздо темнее окружающего цветного поля. Вообще же явления контраста значительнее для холодных тонов поля, чем для теплых.

Если серая или цветная поверхность, лежащая на цветном поле, будет чрезвычайно мала, сравнительно с ним, то действие контраста уже более не замечается. Тем не менее, малое пятнышко изменит свой цвет: серое — на цветном поле получит цвет поля, но будет или светлее или темнее его, смотря по большей или меньшей близости серого пятнышка к белому или черному. Светлое цветное пятнышко на более темном цветном поле будет казаться более ярким цветным. Все подобные случаи объясняются по закону смешения цветов, а не красок.

Наилучшие контрасты между бледными разного цвета поверхностями обнаруживаются в том случае, когда теплые тона будут немного светлее холодных или, по меньшей мере, равны последним, но не слабее их.

В заключение остановимся еще на контрастах, возбуждаемых зеленым цветом. Мы видели, что дополнительный к красному есть голубо-зеленый, дополнительный к оранжевому и желтому по его оттенкам — голубой и синий, а к желто-зеленому — фиолетовый. Чистый зеленый спектральный цвет не имеет себе дополнительного между спектральными; только смешение красного и фиолетового цветов или пурпуровый дополняет зеленый, т.е. в смешении с ним дает белый цвет. Если зеленый получает голубоватость, то дополнительный цвет изменяется от пурпурного к красному; если же зеленый цвет получает желтоватость, то дополнительный цвет от пурпурного переходит в фиолетовый. Поэтому влияние путем контраста зеленого цвета на соседние цветные поверхности очень разнообразно, так как на них наносится или красный или фиолетовый или же пурпуровый цвет со всеми их оттенками. В этом может быть лежит одна из причин трудности употребления зеленого цвета в пейзажной живописи, ибо действие контраста должно быть правильно не только в оптическом, но и в эстетическом отношении.


1) Пурпуровый спектральный цвет, как простой, собственно не существует, но его можно составить, соединяя крайние спектральные: красный и фиолетовый. Подобным же образом он составляется из материальных красок.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11



Сцена в лесу с двумя фигурами

Сосны в Лувесьене

Утреннее солнце на снегу, Эрагни-сюр-Эпт





 
Главная > Книги > КРАСКИ И ЖИВОПИСЬ > Цветовые контрасты одновременный и последовательный
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Арсений Мещерский. Сайт художника.