Поиск на сайте   |  Карта сайта
 


Возвращение

68Мещерский отправляет из-за границы одну картину за другой. В 1860 году, когда Арсений только приехал в Женеву, его тут же посещает вдохновение, и он пишет несколько картин. «Вид в Оберланде» и «Вид Женевы» позже были показаны широкому зрителю на выставке в Академии.

Через год здесь же были выставлены новые работы Мещерского - «Закат солнца» и «Вид на южном берегу Крыма». А в 1863 были продемонстрированы пять швейцарских видов, «Буря в Альпах» и «Вид в Крыму». В этот же период Мещерскому удалось посетить Германию. Арсений проводит не один день у полотен Рубенса, Вермера, Рейсдала, Рафаэля в Дрезденской картинной галерее. Затем на некоторое время останавливается в Бельгии и навещает Брюссельский музей, возможно, чтобы увидеть «Поклонение волхвов Ван Дейка» и изысканные портреты Мемлинга.

В 1864 году А.И. Мещерский вновь возвращается на родину. Здесь он проживает в Петербурге, но изредка посещает и Финляндию, Прибалтику и Кавказ. В этом же году Арсений показывает свои новые картины, которые были выставлены на суд совету Академии. Среди них «Утро на южном берегу» и «Вид в окрестностях Луги». Через некоторое время «за отличные познания в художествах» Арсений получает звание академика пейзажной живописи.

1867 год стал для Арсения знаменательным. А.И. Мещерскому поручено сопровождать великого князя Алексея Александровича в его кругосветном путешествии. Ничего необычного в этом нет, поскольку в традициях царской семьи отправлять своих отпрысков в столь долгое странствие для ознакомления с чужими городами и весями. Естественным является и то, что наследника довольно часто окружала свита из доверенных, просвещенных лиц.

В 1876 году за свое полотно «Вид у истоков Риона» Мещерский удостаивается звания профессора. Обычным для Мещерского является и то, что он уделяет работе очень много времени. Его пейзажи приобретаются для императорских дворцов, охотно раскупаются посетителями художественных салонов и выставок. Но сам Арсений порой чувствует, что не достиг тех творческих высот, к которым все это время стремился. Для Арсения - работа на заказ - необходимый источник существования, но бесконечное тиражирование одних и тех же сюжетов истощает вдохновение.

Именно по этой причине Арсений не замыкается в собственной мастерской, его дорожный костюм всегда наготове. Арсений довольно часто посещает такие места, как Феодосию, Керчь, Владикавказ, наведывается в Дарьяльское ущелье, Чечню. Именно там он и пишет ряд своих картин, а также множество этюдов и дорожных зарисовок. Он делает это специально, для того, чтобы вернуться домой и ежедневно будить свое воображение, способствующее достоверному и живому воссозданию понравившихся видов на холсте.

О нем не раз говорили, что: «Мастерская станет удерживать художника до тех пор, пока его ладони будут помнить и все еще ощущать шершавые грани скалистых уступов, пока в его ушах не стихнет рокот водопадов, а легкие не перестанут наполняться ароматом альпийских лугов или солоноватым духом морского прибоя». Многие критики говорили о Мещерском, что «он умел создавать простые по мотиву, правдивые по чувству и спокойные по колориту картины.

67Его кисть особенно привлекал бирюзовый цвет со всеми его оттенками, зеленовато-серые, золотисто-оливковые и янтарные колористические композиции. Осторожно пользуясь красным, Мещерский использовал его на своих полотнах лишь для того, чтобы поставить нужный ему акцент». Панорамы горных массивов, быстрые реки, бегущие с заснеженных вершин, долины, ущелья, степные равнины и, конечно же, море - то бескрайнее, свободно раскинувшееся до самого горизонта, то потесненное у берега мощными скалами – это то, что использовал Арсений.

Мещерский воспринимал природу Кавказа как явление величественное, грандиозное, таящее в себе как неистощимую энергию грозных стихий, так и умиротворенность обласканного солнцем покоя. Ярким примером можно назвать картину «Кавказ».

На первом плане изображен бурлящий поток водопада, спадающий в бездну у нижнего края картины. Над ним можно рассмотреть кусты, причем прописан каждый их листок. Чуть поодаль - чернеющий ствол упавшего дерева, перекинутого через поток. Вокруг водопада остроугольные каменные глыбы, скалы, по которым карабкается вверх уходящая в тень зеленовато-серая растительность.

На полотне мы можем увидеть бледно-сиреневый пик горы, упирающийся в затянутое облаками голубое небо. Композиция оживлена появлением двух освещенных солнцем мужских фигур на правом склоне, усиливающих впечатление грандиозности окружающего их величественного ландшафта. Огромное чувство красоты и мощи остается от таких работ Мещерского, как «Горный пейзаж», «Водопад», «Морской пейзаж».

На протяжении всего жизненного пути и творчества Арсений Мещерский не раз возвращался к теме изображению природы Кавказа и Крыма. Долины, прорезанные горными потоками, теряющиеся в облаках вершины, суровые скалы, кое-где поросшие деревьями и кустарником – это то, что манило Арсения. И почти везде можно заметить присутствие людей: или рыбаков, или прогуливающихся детей, или местных жителей, отдыхающих в тени деревьев или гротах от палящих лучей солнца.

40В те времена критики о Мещерском писали: «Мещерский принадлежит к категории романтических пейзажистов, как по своему пониманию природы, так и по своему таланту. Глубокое поэтическое чувство, проявляющееся в каждом из его пейзажей, фантазия, не ограничиваемая пределами, точным воспроизведением данной местности или данного уголка природы, нечто ласкающее глаз и приятное чувству, - вот, в сущности, характерные особенности пейзажа г. Мещерского... занимающего особенное место в школе русского пейзажа. Он - романтик, между тем как большинство наших пейзажистов - реалисты...».

Но подобная оценка, которой удостоился Мещерский, немного запоздала. Многие из полотен, который создал в это время Мещерский, стали свидетельством того, что наряду с сохранившимся несколько приподнято-восторженным отношением к миру, свойственным романтикам с их чувственными гиперболами и порой слишком уж навязчивой идеализацией, выхолащивающей истинную картину мира.

Мещерский в то время уже обращался к художественному исследованию природы - методу, свойственному натурному реализму, который был ни чем иным, как первой ступенью нарождающегося реализма. Для примера можно привести Ф.А. Васильева, как тонкого живописца, которому удалось в своем творчестве совместить реалистическое восприятие природы. Пример – картина «Мокрый луг», написанная в 1872 году.

В конце 1870 - начале 1880-х годов Мещерский регулярно участвует в академических выставках в созданном при Академии Обществе выставок художественных произведений. Стоит упомянуть, что данное общество было основано художниками академического направления после безрезультатных переговоров между руководством Академии художеств и правлением ТПХВ о слиянии академических и передвижных выставок.

Фактически общество было под протекторатом Академии художеств. Создавалось оно для конкуренции передвижникам, выставки которых стали довольно популярными. 20 декабря 1874 года устав общества был принят Советом Академии, а 21 сентября 1875 года утвержден Министерством внутренних дел. Его подписали В.П. Верещагин, Н.Н. Ге, М.К. Клодт, Т.А. Нефф, П.А. Шамшин и другие художники.

Главной целью данного общества было - провозглашалось «Расширение средств к сбыту художественных произведений, а также поддержание в материальном отношении исполнения художественных работ, соединение художественных произведений на одной общей выставке, распространение произведений русского искусства изданием гравюр, литографий, фотографий.

Также устав общества предусматривал право общества на организацию передвижных и постоянных выставок, а также право на создание материального фонда для распределения в соответствии с нуждами его членов.

Членами данного общества могли быть только русские художники, которые имеют дипломы академической степени (академики, профессора, классные художники всех степеней и свободные художники) и представившие свои произведения на годичную выставку. Во главе общества стояло правление из шести человек.

На первом собрании членов-учредителей, состоявшемся 10 октября 1875 года, в него были избраны В.В. Верещагин, Ф.С. Журавлев, П.А. Крестоносцев, Л.Ф. Лагорио, А.И. Мещерский и В.И. Якоби. Председателем правления стал Л.Ф. Лагорио. В дальнейшем этот пост занимали: А.И. Мещерский - в 1876-1878 и 1879-1880, Ю.Ю. Клевер - в 1878-1879 годах и другие.

За время существования общества было проведено семь выставок. Представлены несколько слов из рецензии на картины Арсения Ивановича, экспонировавшиеся на одной из них в 1877 году: «Пейзажи г. Мещерского... считаем мы лучшими из выставленных... Высоко поэтичным вышел эффект зимнего пейзажа «На Рионе». Нависшая скала над рекой с отражением в ней... Оледенелая, но оттаивающая на солнце растительность потрясала»


Гранд Канал и Сан-Симеон Пикколо и Санта-Лучия

Мост Боэлдье, Руан, заход солнца, туманная погода

Примроуз Хилл, Регентс Парк





 
Главная > Мещерский > Возвращение
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Арсений Мещерский. Сайт художника.