Поиск на сайте   |  Карта сайта
 


Наставники

16Теперь это заведение принадлежало Министерству императорского двора. Стоит сразу упомянуть, что данная реформа все – таки имела двойственный характер. С одной стороны к установкам Академии художеств добавляли еще более жесткие меры, который нарушали структуру этого учебного заведения. Но с другой стороны – это давало возможность неимущей молодежи на правах вольноприходящих бесплатно посещать занятия. Что являлось довольно хорошим фактором для тех, кто хотел учиться, но не имел денежных средств.

Стоит вспомнить фразу одного из глав данного заведения: «Отныне они приобретали возможность кончать полный академический курс со всеми соответствующими правами и привилегиями вплоть до совершенствования при Академии и заграничной пенсионерской поездки. Вопрос этот находился полностью в компетенции Совета, то есть самих педагогов...».

Мещерский посещал такие классы, где учителями его являлись Ф. Бруни, Т. Нефф, С. Воробьев. Ярким примером академического искусства стал преподаватель Федор Антонович Бруни (1799-1875), который являлся одним из лучших учеников знаменитого В.К. Шебуева. Именно этот преподаватель сочетал в себе и своем творчестве элементы классицизма и романтизма.

Самым лучшим его произведением по истине можно считать «Смерть Камиллы, сестры Горация», которое было написано в 1824 году. Картина показывает зрителям отчетливо выраженный пафос и эталон академической живописи. В свое время Бруни имел особое расположение у Николая первого, а также именно от него получал он самые важные правительственные заказы.

Также его учителем был и немец Тимофей Андреевич Нефф (1805-1876). О нем говорили, что он преподавал, едва умея говорить по-русски. Довольно часто над ним посмеивались, но ученики всегда отмечали его и говорили, что: «добрее всех был немец Нефф среди прочих учителей гимназии». О нем говорили: «Как взлелеянный талант, он был обольщен уверенностью, что все его боготворят... Высоко неся голову, со звездой на груди, выхоленный, он величественно проходил по верхней площадке над амфитеатром рисующих. Розовые щеки старичка горели от восхищения собою, опущенные глаза ничего не видели. Он кивал по-царски направо и налево, воображая, что по сторонам шпалерами стоят ученики в немом удивлении от знаменитого Неффа.

А те в это время, грязные, потные, смахивали уголь с рисунков шейными шарфами, увлекаясь работой, и совсем его не замечали». Теперь стоит сказать пару строк о Неффе. Великий исторический живописец, портретист родился в в Коркулле, в Эстляндской губении. Учился великий художник в Дрездене под руководством X. Гартмана. Находясь в Риме, был представлен ее высочеству великой княгине Елене Павловне и по ее рекомендации получил по прибытии в Петербург титул придворного живописца с состоянием без жалования при Эрмитаже.

В 1829 году к нему поступил заказ на выполнение девяти образов для готической церкви под Петергофом. Исполнил он их блистательно, работу удалось закончить к 1834 году. После окончания работы живописец вынужден был обратиться к коменданту Я.Я. Эйхену с просьбой о возмещении издержки на выполнение работ в размере пятнадцати тысяч рублей.

Живописец говорил: «Самое лестное было бы для меня награждение, если бы по возвращении сих издержек, от щедрот монарших, мне назначено было жалование, которым пользуются другие эрмитажные живописцы». Просьба великого мастера была удовлетворена. Кроме того, что издержка были покрыты, также он получил жалованье три тысячи рублей в год.

В 1839 году ему удалось создать образа для Малой церкви Зимнего дворца, которую необходимо было восстанавливать после пожара. До этого он писал портреты великих княжон и великой княгини Елены Павловны. В 1839 году случилось радостное событие – Нефф получил звание академика, а через десять лет ему было присвоено звание профессора живописи. В 1855 году Нефу предложили преподавать и предложили место в Академии. В 1864 Нефф был удостоен звания хранителя картин в Эрмитаже. Нефф умер спустя двенадцать лет во время подготовки работ для храма Христа Спасителя.

Третьим учителем Мещерского можно считать преподавателя ландшафтной живописи Сократа Воробьева. Сократ являлся сыном Максима Николаевича Воробьева, того самого самобытного пейзажиста и прекрасного педагога. У него учились такие таланты, как И.К. Айвазовский, Л.Ф. Лагорио, М.Л. Лебедев. Сократ Максимович учился этому мастерству в мастерской своего отца, он добился определенных успехов в рисовании и черчении.

17По воспоминаниям русского живописца, передвижника И.С. Остроухова, Сократ Воробьев «растерял все, что было красивого и значительного в заветах его отца. Его картины холодны и жестки, рисунки либо сладки... либо архаичны и примитивны, как тот рисунок сепией, который висит в галерее и изображает итальянский вид. Глядя на него, можно подумать, что автором его был кто-либо из учеников пейзажного класса Академии в 80-х-90-х годах XVIII века. Точно не было у нас ни Сильвестра Щедрина, ни Максима Воробьева». Бруни и Нефф поистине считались признанными художниками.

Но для того, чтобы процесс обучения оказался плодотворным, необходимо было что-то большее, чем перечисление учителем правил, которым должен следовать начинающий живописец.

К тому времени Мещерский уже не был дебютантом в этом деле. В следующем году он уже участвует в академической выставке. Для нее он предоставляет два пейзажа, таких как «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Вид Петропавловской крепости». За эти картины Мещерский получает вторую серебряную медаль.

Таким большим успехом он был обязан своим предшественникам - живописцам и педагогам, чьи картины, а также практические рекомендации, философские размышления и беседы о творчестве помогли ему в заочном самостоятельном постижении законов искусства, в частности, освоении жанра пейзажа.

За два года до того, как Мещерский поступил в Академию, открылись двери Эрмитажа. Это произошло в 1852 году. Возникший в XVIII веке как частное собрание Екатерины II, этот уникальный музей хранил, помимо других сокровищ, имевших художественную и историческую ценность, богатейшую коллекцию живописи Западной и Восточной Европы. К 1785 году собрание Эрмитажа насчитывало 2658 полотен.


Жаркий летний день

Заброшенная мельница1

Пастух, Понтуаз





 
Главная > Мещерский > Наставники
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Арсений Мещерский. Сайт художника.