Поиск на сайте   |  Карта сайта
 


Часть 23

Для пейзажной живописи можно использовать разные материалы. Мы уже рассказывали о них в предыдущих статьях. И все же давайте подробней рассмотрим некоторые из них, чтобы понять, в каком случае отдать предпочтение тому или иному материалу.

Графитные карандаши

Графитные карандаши относятся к графическим материалам с богатыми изобразительными свойствами и возможностями. Их используют в разных видах рисунка – как в краткосрочных (наброски, зарисовки, эскизы), так и в полноценных, детально проработанных произведениях.

Твердость графитного стержня может быть разной, промышленность выпускает их в широком диапазоне, включающем марки от 6Т до 6М. Лучшими для рисования считаются мягкие, хорошо отточенные карандаши. Почему так? Это удобно, ведь карандашный рисунок всегда предполагает последующую правку, подчистку, то есть неверные линии всегда можно снять мягкой резинкой и откорректировать. А для создания особых эффектов изображение можно слегка растереть той же резинкой, пальцем или катышком мягкой бумаги.

Совет: запоминайте названия фирм-изготовителей понравившихся карандашей, поскольку у разных брендов карандаши одинаковой маркировки имеют отличия в характере оставляемых на бумаге следов. Поэтому лучшего для вас изготовителя карандашей подбирайте опытным путем.

Для выявления особенностей карандашей можно заштриховать небольшие пробнички, а также убедиться в том, насколько оставленные ими штрихи поддаются коррекции стиральной резинкой. Со временем в вашем пенале появятся лучшие для вас карандаши, способные уловить и воспроизвести на бумаге любые ваши творческие задумки и послушно следовать движениям пальцев.

Подготовка и хранение карандашей

Настоящий художник относится к своим инструментам уважительно. Для выходов на пленэр лучше всего завести специальный походный пенал. Дома отточенные карандаши можно ставить в специальный стаканчик. Они будут всегда под рукой, как только вы заметите что-либо интересное, достойное зарисовки. Да и вдохновение – очень тонкое и мимолетное чувство — ловите его с трепетом и будьте всегда во всеоружии.

Пробуйте свои карандаши в разных видах линий, штриховок. Интересные результаты получаются при штриховке «сеточкой», создающей эффект, подобный гравировальному тангиру. Можно пробовать наносить тон бессистемно, хотя и в этом деле есть своя система. Карандаш может изображать на бумаге даже «кучеряшки» и каракули. В каждом варианте есть свои нюансы, и любой из них может пригодиться в рисовании. А можно и вообще обойтись без штриховки, если пользоваться растиркой.

Возможности карандашной техники рисования

Изобразительные средства карандашей довольно богаты. У цангового карандаша толщиной 6,5 мм, заточенного особым способом и взятом с наклоном, получаются очень красивые разводы, похожие на след, оставленный плоской тонкой кистью. У серого акварельного карандаша нет глубокого тона даже при довольно сильном нажиме. Зато его следы радуют мягкостью, а рисунок приобретает нежный серебристый оттенок.

Чтобы выбрать для себя идеальные средства рисования, перепробуйте все, что предлагают магазины для художников. Оцените весь предлагаемый торговлей спектр акварельных карандашей, посмотрите какие следы (без последующей размывки) оставляют они на бумаге. Можно также попробовать рисовать жирными карандашами (стеклографами). От них легче переходить к мягким материалам для живописи – пастели, сангине, рисовальному углю, мелу. Работа с этими материалами требует особой аккуратности и обязательной фиксации рисунка после его завершения.

Тушь, ручки и фломастеры в рисовании

Для рисования тушью используют перья и кисти. Кисть часто используется в китайской и японской живописи, искусстве каллиграфии. Например, современная китайская живопись У-син предполагает рисование толстыми кистями, смоченными тушью, на рисовой бумаге.

«Свои» перья и кисти для туши каждому художнику тоже предстоит найти, как и карандаши. Перо действительно станет своим, если не царапает поверхность бумаги, плавно реагирует на силу нажима, не ставит клякс. Обычно художник подтачивает его кончик мелкой наждачкой, чтобы ему стала подвластна мельчайшая деталировка рисунка. То же само касается и кисточек. Подобрать те, которые станут словно продолжением ваших рук – вот такую задачу нужно решить, чтобы подобрать себе лучшие инструменты для рисования.

Для рисунков тушью, фломастерами и шариковыми (гелевыми) ручками нужно брать плотную бумагу либо картон, поверхность которых не имеет ворсинок. Самым лучшим материалом является мелованная бумага. Для туши не подойдут лакированные и глянцевые поверхности, на них она будет растекаться, а перо будет неприятно скользить и плохо «слушаться».

Купленную в магазине тушь обычно выпаривают два-три дня, так как она слишком жидкая. Техники работы при тандемах тушь-перо и тушь-кисть бывают разные. Выбирайте ту, которая наиболее адекватна конкретному творческому замыслу:

    • Живописному штриховому рисунку

    • Изящной силуэтной выделке

    • Сплошной заливке (обычно выполняемой кистью, а не пером)

    • Крановому бисеру

Совет: если рисунок довольно сложный – набросайте основные контуры легкими карандашными штрихами. Ведь главный недостаток туши, фломастеров, шариковых и гелевых ручек состоит в том, что исправить допущенные ошибки очень сложно.

Однако это не означает, что лучше и не браться за освоение этих графических материалов. В результате упорных тренировок вы приобретете нужные навыки, и ошибок будет все меньше. Правда, для работы на открытом воздухе тушь и перо – слишком хлопотные материалы. Собираясь на пленэр, лучше возьмите с собой авторучки – шариковые или гелевые. Их преимущества – простота и компактность, а также возможность длительного рисования без «дозаправок».

Фломастеры хороши для быстрых рисунков — зарисовок, эскизов, набросков. Даже если у вас фломастеры с тонким стержнем, вряд ли вы станете применять их для детализации рисунка. А вот для передачи крупных и ярких деталей они подходят идеально.

Преимущество маркеров вы оцените, когда попробуете затонировать ими большие участки рисунка. Испытайте разные виды фломастеров, чтобы убедиться во всех их преимуществах и недостатках. Они дают приятную легкость в рисовании, причем даже допущенные неточности лишь добавляют рисунку изящный флер неповторимости и легкости.

Работая с разными видами инструментов, поддающихся размывке, попробуйте использовать воду. Убедитесь в том, какие разнообразные эффекты можно получить при этом и решите, стоит вам их брать в свой арсенал или нет.

Совет: для упражнений с размывкой нужно взять бумагу, предназначенную для акварели. Не спешите, работайте поэтапно, чтобы полученное изображение после размывки вас не разочаровало.

И еще пара слов

Знаете ли вы, что людей, которые умеют правильно держать в руке карандаш, гораздо больше, чем толковых мастеров рисунка? Не нужно во что бы то ни стало стараться брать карандаш так, как того требуют учителя рисования и специальные учебники по технике живописи. Главное, чтобы карандаш лежал в руке так, как вам удобно. Тогда он станет гармоничным продолжением ваших пальцев, а сделанные рисунки — отражением вашей индивидуальности.


Третьяковка

Зимний пейзаж с мостиком (Мещерский А.И.)

Озеро в горах (Мещерский А.И.)


Часть 24

В пейзажной живописи используются разные техники рисования и материалы. Каждый из них имеет особые свойства и позволяет получать разные эффекты. В предыдущих статьях мы немного рассказывали о мягких материалах для живописи.

Часть 25

В завершение данного цикла статей мы хотим подробней рассказать о технике рисования пейзажа пастелью. Этот мягкий графический материал позволяет получить очень легкие и гармоничные картины. Таких эффектов не получить ни в одной другой технике пейзажной живописи.

Часть 3

Художники для написания пейзажей используют не только акварель и масло. Многие картины написаны восковыми карандашами и гуашью. Работа с каждым видом красок имеет свои особенности и нюансы. Вот о них мы и поговорим в данной статье.







 
Главная > Искусство пейзажа
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Арсений Мещерский. Сайт художника.