Поиск на сайте   |  Карта сайта
 


Академия

6Совершенное владение техникой рисунка прослеживается во всех работах Мещерского. В таких полотнах, как пейзаж «Солнечный день». В данном пейзаже все деревья изображены с наивысшем виртуозным мастерством. Центральную часть всей композиции занимают сосны. Кажется, можно ощутить липкость смолы и шершавость согретых солнцем стволов.

Над макушками деревьев ясное небо. За стволами, не нарушая композиционной глубины, тянется невысокая изгородь из прутьев. Впереди сосен - огромный сук или же отжившее свой век старое дерево. Кажется, что оно уже высохло и лишь смотрится чужеродным предметом на этом солнечном, напоенном соками земли летнем празднике жизни.

Арсений мещерский относился к написанию «портрета деревьев» с огромным пристрастием. У него они действительно получились разными, стоит хотя бы посмотреть на «Южный пейзаж», «Вид Турецких гор» или же «Лес у моря».

Не стоит сомневаться в том, что на протяжении всей своей жизни Арсений Иванович Мещерский стремился стать профессиональным живописцем, при этом ему приходилось прикладывать немало усилий. После нескольких лет самостоятельных занятий живописью, Арсений стал чаще задумывать о том, чтобы заняться систематическим обучением. Для этого Арсению необходимо было поступить в Императорскую Академию художеств, которая к тому моменты насчитывала сто лет с момента своего создания.

Также следует заметить, что до середины XVIII века в России подготовка живописцев не носила формы регулярных занятий и проходила если не за границей, то в частных российских мастерских и имела при этом весьма ограниченный характер.

Что же касается художественно-образовательных центров России, будь то Художественный департамент Академии наук или живописная команда Канцелярии от строений дворцов и садов ее величества, эти учреждения не способны были на должном уровне решать вопросы творческого становления.

Созданная указом Сената от 6 ноября 1757 года Академия художеств сыграла в XVIII - начале XIX века большую прогрессивную роль в воспитании русских архитекторов и художников. Своим открытием Академия была обязана таким людям, как А.К. Нартову, М.П. Абрамову и Стубе-де-Пирмонту. Хотя их усилиям и не сопутствовал немедленный результат, все же грандиозный проект не был отвергнут. Вначале идея вовсе висела в воздухе, но через долгих одиннадцать лет получила свое воплощение. Академия «трех знатнейших художеств» - живописи, скульптуры и архитектуры – была создана в 1757 году при Московском университете.

Данное событие началось с благословения императрицы Елизаветы Петровны и по инициативе русского государственного деятеля, основателя московского университета графа И.И. Шувалова, ставшего затем первым президентом Академии художеств.

Через год после начала учебное заведение было переведено в Санкт-Петербург. Причиной такого шага послужило несогласие приглашенных из-за границы профессоров «ехать в глубь дикой страны и жить вдали от двора и его антуража». Среди этих осторожных и капризных европейцев оказался член Парижской академии Л.-Ж. ЛеЛоррен - преподаватель живописи, а также искусный рисовальщик знаменитый Ж.-М. Моро и скульптор Н.-Фр. Жилле.

7Для граверного класса был приглашен на «русскую службу» берлинский мастер Г.-Ф. Шмидт, благодаря которому отечественное гравировальное искусство за пять лет поднялось на небывалый уровень. Очень интересно то, что вместе с зарубежными мастерами, которые были призваны для обучения российской молодежи, есть и одно русское имя - преподавателя черчения С. Чевакинского.

Именно Европа в тот период времени считалась законодательницей основных направлений в искусстве. Традиция это возникла еще в далекие времена до Петра Великого, но существовала она как при Петре, так и при его приемниках. Хотя нельзя утверждать, что русское искусство в этот довольно обширный период времени носило исключительно подражательный характер.

Очень часто использовался и чужой опыт для решения национальных задач. Коллекция картин мировой культуры пополнялась отличными и прекрасными картинами, шедеврами скульптуры и архитектуры, высокохудожественными произведениями прикладного искусства.

Итак, стоит рассказать о том, что первые ученики приступили к занятиям в Академии. Уже с этого момента история русского искусства, тесно переплетаясь с нашей историей. Здесь и начался первый отсчет. В течение последующих ста лет данное учебное учреждение являлось культурным центром, выпускающим художников всех специальностей. В 1776 году в Академии специально организовали специализированный «ландшафтный» класс, руководителем стал Сильвестр Щедрин (1791-1830).

В начале XIX столетия пейзажный жанр сделал заметный шаг от классицизма к романтизму. Щедрин является один из первых художников, которые обратился к пленэру. Его полотна, отображающие в основном красоту итальянской земли - Неаполя, окрестностей Сорренто, острова Капри, - пронизаны почти ощутимой теплотой юга и точно передают изменчивое состояние природы. Пейзажи этого автора умели грандиозный успех у современников и способствовали дальнейшему развитию отечественной живописи.

Мещерский был знаком с творчеством знаменитых предшественников. Именно многие из них оказывали благоприятное влияние на творчество самого Мещерского. В 1834 году вышел в свет «Курс рисования», который был написан художником, военным инженером А.П. Сапожниковым.

Данный трактат пользовался большой популярностью среди русских живописцев. Труды Сапожникова стали незаменимым руководством для учащихся Академии художеств. Именно в этих работах были показаны правила перспективы, композиционного построения картины и многое другое.

8Сам же Мещерский еще во времена обучения в академических классах тоже использовал этот новый метод, поскольку тот просто и убедительно раскрывал сложные моменты анализа формы предмета и позволял совершенствовать уже имеющиеся навыки в рисовании. Рекомендации А.П. Сапожникова очень пригодились Мещерскому в его будущей педагогической практике. Также можно сказать и о методиках работы А. Войцеховича и системе Г.А. Гиппиуса.

Именно его труд под названием Очерки раскрывал теории рисования как общего учебного предмета (1844) сконцентрировал все передовые идеи педагогики того времени. «Говорить - значит думать вслух, а рисовать - думать видимо.

Он не раз говорил, что тот, кто рисует - думает формами и облекает ими каждую мысль свою. Мы тогда только основательно говорим, когда основательно думаем; так и рисовать правильно можем только то, что со вниманием рассмотрим; следовательно, чтобы научиться рисовать, должно сначала выучиться думать при пособии зрения.

Так наглядность, возбуждая представления и обращая их в понятия, составляет превосходное средство изощрения ума». Также большое впечатление на Мещерского произвели труды Лосенко, Сапожникова, Гиппиуса, альбом таблиц-рисунков А.Т. Скино, изданный Обществом поощрения художеств. Его живописные работы отличают профессионализм и глубокая эмоциональная связь с тем, что он изображает.

Стоит отметить, что в 1854 году, когда Арсению было 20 лет, он уже имел основатель­ную художественную подготовку. Он был зачислен вольноприходящим учеником в Им­ператорскую Академию художеств. Данной категории учащихся сыг­рала на руку реформа, которой под­верглась Академия в 1830 году. За год до этого из ведения Мини­стерства народного просвещения Академию перевели под контроль.


Зарисовка для картины Мечта об Аркадии

Понт-Неф 2

Лес в Фонтенбло (эскиз)





 
Главная > Мещерский > Академия
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Арсений Мещерский. Сайт художника.