Первые картины
Многие картины, которые были написаны Каламом вдохновляли Мещерского на создание собственных произведений. Именно Александр Калам «влюбил» Мещерского в величественные горные пейзажи Швейцарии, романтически суровую природу Финляндии. Полотно «Ледокол» позже станет одной из самых значимых картин в творчестве Мещерского.
На картине повсюду изображены глыбы льда. На этих глыбах можно заметить сидящих птиц, которые словно светятся изнутри. Почти к самой воде озера подступает утопающая в серой мгле сумерек роща. Ветви обнаженных деревьев покрыты инеем. Синевато-серые, блекло-зеленые тона сдержанного колорита, изображенные на картине, поражают своей живописностью. Здесь нет ни особых световых эффектов, ни будоражащих взгляд контрастов. Художнику удалось передать ощущение суровости и напряженного безмолвия зимнего пейзажа.
Во многом перекликается с ней более поздняя работа Заготовка льда. Многие критики искусства считали, что «Мещерский не желает одухотворять природу, находя, что природа и сама по себе достаточно интересна и дает не менее высокое эстетическое наслаждение. Он, как и всякий настоящий истинный пейзажист, - несколько пантеист в душе, может быть, не сознавая этого. Для него природа есть гармоничное целое, но целое, переполненное жизнью и сознанием».
Но такая оценка больше подходит к «натурному» периоду творчества Арсения Ивановича. Академически традиции диктовали свои собственные условия романтизма. А сколь долго они влияли на манеру письма Мещерского, можно судить хотя бы по тому, что некоторые его полотна, созданные на романтическую тему переходного состояния природы рукой уже зрелого мастера, датированы восьмидесятыми годами XIX столетия.
Теперь перед нами стоит вопрос: что это? Можно считать, что это дань уходящему в прошлое течению, или, может быть, это иллюстрация того самого «академического натурализма». Ведь именно с него когда-то давно начал свой путь в искусстве М.К. Клодт.
О нем не раз говорили: «Гаснущий романтизм, нередко сопрягаемый с академизмом, все более приближался к реалистически достоверному видению. Его несколько сгущенное эмоциональное содержание, зафиксированное в грозовых состояниях природы, встречается на ранней фазе творчества почти у каждого из крупных пейзажистов, впоследствии обратившихся к реализму, - А. Саврасова, Ф. Васильева. А. Куинджи, М. Клодта, И. Шишкина, Л. Лагорио...
Возникший романтический стереотип подталкивал художника не только к живописному единообразному решению, но и к однотипной тематике. Впрочем, "грозовой академизм" имел побуждение раствориться в обычном натурном переложении природы на холст без особого эмоционального напряжения, что уравновесило восприятие художником природы, отвело его от эмоциональных крайностей, погасило светотеневые контрасты и обратило к спокойному переживанию цвета».
Стоит отметить, что полотно «Перед грозой» еще отвечает стандартам и установившимся канонам академического романтизма с его эмоциональной предопределенностью пейзажа, усилением светотени и цветовых контрастов. На переднем плане картины изображена широкая тропа, которая упирается в разбитую переправу через заболоченную речушку. Бревна переправы хаотично разбросаны по сторонам.
Средний план занят пасущимися коровами, высоким деревом и крошечной фигуркой подпаска в красных штанах и голубой рубашке. За ними уже сгустилась и осела на землю предгрозовая тень, на фоне этого чернеющего пространства ярко и тревожно белеют бока коров и одинокий ствол дерева. Небо, которое виднеется в дали еще остается светло-бирюзовым. Но тут же видно, что оно постепенно переходит в блеклый ультрамарин и темную глубокую, до черноты, синь. Верхушки деревьев на горизонте сильно пригнуты ветром. Кажется, что осталось всего минута – и начнется грозовой ливень.
В другой своей потрясающей картине - «На Саамском канале», Мещерский показывает зрителю природу Финляндии. Но здесь он отступает от своих излюбленных и ставших уже привычными для зрителя зимних реалий этого края, показал ее в летнем расслабленном покое. Спокойная даль художественного пространства этой картины подчеркнута медленным течением воды в канале. Затягивает зрителя и тишина рощи на берегу.
И все же слегка сонную атмосферу пейзажа нарушают безмолвные свидетели некогда царившей в этих местах бушующей стихии, выбросившей на берег обломки разбитых лодок. Картина построена на контрасте временного покоя и таящейся в природе необузданной первозданной силы разрушения. Но пейзаж передает зрителю некую напряженность. Хотя нельзя не признать, что и обломки лодок, и бревна, и барки имеют в данном случае налет некоторой академической декоративности, едва ли совместимой с разгулом стихии. Но картина воспринимается уже по-другому.
Стоит обратить внимание на картину «На реке», здесь автор передает эффект надвигающегося дождя. На переднем плане картины изображены камни, за одним из них, ближе к правому краю полотна, замерла вытащенная на берег лодка, в которой видна фигура человека. На небе изображена туча, которая передает атмосферу всей картины. От набежавшего ветерка речная вода покрылась легкой рябью. Левый край картины сильно затемнен, погружен в предгрозовые сумерки дальний берег, от которого темно-серые рефлексы на воде.
И эта крошечная бирюзовая чистота незамутненного пространства удивительно перекликается со светлой зеленью куста на правом берегу и молочно-белой верхушкой тучи. Складывает впечатление, что вся природа вокруг готовится к предстоящему ливню. Каждый художник для себя решает, применять ли принципы натуральности в построении пейзажа. Поэтому «натурный реализм» как новое направление отвоевывал себе художественное пространство на протяжении довольно долгого периода времени.
Но ни одно направление не существует в чистом виде, поэтому дают о себе знать традиции. 1857 год приносит Арсению Мещерскому новую удачу. За его полотно «Утро в окрестностях города Фридрихсгамена» Академия награждает Арсения первой серебряной медалью.
Пейзаж 1 | Закат на Сент-Чарльз, Эрагни | Холмистый пейзаж , зима |