Юность
Далеко – далеко, за многочисленными горами и лесами, среди холмов и обширных равнин Северо-запада России текут прохладные воды речки Мета. В конце пути реки синее-синее озеро Ильмень. Еще с давних времен озеро славилось своим богатством рыбных запасов. Истоки же свои Мета берет в Тверской области, омывая старинный город Вышний Волочок. «Волоком» местные жители называют сухую часть пути между двумя реками, через которую приходилось перетаскивать лодки и поклажу, ведь в те времена в России каналов еще не существовало.
Именно здесь купцы, спешащие на ярмарку, переплавляли свои суда набитые товаром. Вообще же издревле сквозь Вышний Волочок тянулись торговые обозы до самого Новгорода. По таким же путям давным-давно путешествовал и певец и гусляр Садко, легендарный герой новгородской былины. Можно предположить, что не раз истории о Садко рассказывали мать и няня маленькому мальчику – уроженцу этих мест Арсению Мещерскому, который позже стал русским живописцем.
Очень жаль, но тщетными оказались попытки проследить хотя бы основные этапы жизни этого художника. Нам не удалось попасть в глубинное пространство его свершившейся судьбы, которая каждого наталкивала на удивительное, почти мистическое отсутствие каких-либо конкретных биографических сведений. Именно судьба помогла каждому из почитателей живопись этого художника сформировать для себя самостоятельно, через картины лучше понять самого творца, а также его художественную манеру и выбор тем. Но сам художник закрыл для любопытных потомков двери своего дома с кипящими в нем страстями, со всеми значительными и мимолетными событиями, касающимися его души.
Только лишь в распахнутых окнах оставил на людское обозрение полотна созданных им картин, доверив одушевленным сердцем и кистью холстам скупо свидетельствовать о том, о чем хотели бы узнать почитатели его таланта. Известным остается лишь то, что Арсений Иванович Мещерский родился в 1834 году в Вышневолоцком уезде Тверской губернии. Сведений о родителях не сохранилось. Но бытует мнение, что так или иначе живописец принадлежал к знатному роду Мещерских.
Великолепие местной природы поражает самое сильное воображение. Здесь есть все – и смешанные леса, и сосновые боры на песках, и бесконечные озера, и полыхающие разноцветьем поляны, и летние луга и колосящиеся поля. Это не могло никак не отразиться на творчестве маленького мальчика в то время. В этот период Арсений берется за карандаши, краски. Юношей руководит творческая интуиция, которая присуща многим художникам, а также наставления первого учителя.
Мальчик делает первые наброски. Имя первого учителя мальчика так и осталось загадкой для историков. Стоит заметить, что повзрослевший Мещерский совершает путешествия по России, а также довольно часто уезжает за ее пределы. На протяжении всей своей жизни Арсений посетит Кавказ, Крым, Италию, Финляндию, Швейцарию. Также стоит заметить важный факт в его биографии – ему поручат сопровождать великого князя Алексея, сына императора Александра II, во время кругосветного путешествия в 1867 году.
Те впечатления, которые на протяжении всей жизни остались сильными, отразились во многих картинах Мещерского. Именно эти впечатления позже подтолкнут Арсения Мещерского к созданию полотна «Вечера в Пинских болотах». Картина с величавыми деревьями и беспредельной перспективой заболоченной местности поражаем самого требовательного критика. Также поражают своей красотой пейзажи Мещерского - «Туманное зимнее утро» и «Тихая заводь».
Эти уголки природы средней полосы России поражают своей завораживающей красотой, которая возникает из под земли и не отпускает от себя не на шаг, позволяя наслаждаться полотном вечность. Отличный пример всему сказанному выше - многократно используемый А.И. Мещерским «мотив русского поля». В начале 1883 года Арсений пишет картину «Ржаное поле у лесной дороги», позже, в 1890 году написана другая картина - «Рожь». Но у этого живописца есть и другие работы, например «Поле ржи», на картине изображена процессия со священником, который освящает урожай перед жатвой. Если сравнивать несколько мотивов картины, то можно представить себе, что имел в виду художник, также можно определить развитие творческий мысли самого автора картины. Но все эти полотна автор напишет намного позже. А пока он лишь наслаждается пьянящим воздухом июльского разнотравья, то дрожа от осенней сырости, то согревая дыханьем окоченевшие на морозе пальцы, он пишет этюд за этюдом, расстраиваясь из-за того, что солнечный свет так переменчив. Молодой живописец лишь начинает изучать и осваивать секреты письма на пленэре. Именно по этой причине от него ускользают цветовые эффекты, и он впадает в отчаянье.
Дома в Кнокке, Бельгия | Луг в Эрагни | Доки, Руан, полдень |