Светопись и живопись.
В предисловии была высказана мысль о существенном различии между фотографией (светописью) и живописью. Большое употребление, делаемое художниками из фотографий, этих настоящих произведений оптики, побуждает говорить о ней в этой книге. Светопись поучительна для художника во многих отношениях, доставляя ему материал для изучения форм предметов, изображая их перспективное отношение и светотень. Излишне говорить какую пользу фотография может принести художнику в качестве сырого материала, в особенности, если он может фотографировать сам, выбирая, что ему нужно, и еще более в том случае, когда он к этюду, сделанному красками с натуры, делает светописный снимок в дополнение.
Светопись наглядно нам показывает, как невелика в рисунке шкала светотени или расстояние от самого светлого до самого темного по сравнению с природою; это расстояние в фотографии меньше, чем для рисунка сепией, потому что фотографическая бумага не так бела, как обыкновенная рисовальная. Коль скоро в натуре расстояние между светлым и темным больше, чем то, какое возможно на бумаге, то в светописи обнаружится одно из двух, а именно: или несколько темных тонов сливаются в один, или же тоже самое случится со светлыми тонами, то или другое, а иногда то и другое, смотря потому, как удалось снять фотографию. Итак, или крайние светлые или крайние темные тона исчезают, и только в средних тонах может быть более или менее сохранена светотень природы. Однако в большинстве случаев светопись наверно передает не только крайние тона, но даже и среднюю градацию света, потому что светочувствительный слой обыкновенных фотографических пластинок неверно воспринимает колоритную градацию. Будучи чувствительнее к голубому, синему и фиолетовому, они гораздо менее чувствительны к зеленому, желтому, оранжевому и красному. Вообще теплые тона природы выходят сравнительно темными в фотографии, через что характер освещения передается совершенно неверно. Конечно, теперь, когда практическая химия снабдила светопись ортохроматическими пластинками, разноцветные светотени, или взаимные отношения цветов, передаются значительно вернее, чем обыкновенными пластинками, но чувствительность новых пластинок недостаточна для мгновенного снимания с натуры.
В перспективном отношении случаи нарушения линейной перспективы, если они бывают, так явны, что нечего на них настаивать. Но, кроме того, светописные снимки обыкновенно нарушают отношения между величинами предметов; то очень близкие предметы, сравнительно более удаленными, выходят слишком большими — это самый обыкновенный случай, — то очень отдаленные предметы кажутся большими, чем бы следовало. Практическая оптика делает постоянные успехи в улучшении объективов для верного перспективного снимания, но вообще до сих пор объективы имеют один из названных недостатков и потому можно фигурально выразиться, что они видят не так, как живой глаз.
Для художника наиболее важно мгновенное фотографирование, которое может дать ему материал, сильно пособляющий воображению и памяти. Значение фотографии для художника вообще можно приравнять к значению стенографического протокола для беллетриста; однако мгновенная фотография может ввести неопытного художника в заблуждение. Художник должен изображать предметы, как они ему кажутся, а мгновенное снимание может дать изображение несходное с оптическим впечатлением глаза. Для пояснения этих слов приведем пример.
Когда человек, идущий или бегущий и вообще находящийся в движении, переходит из одного положения в другое, то он по необходимости будет находиться и в некоторых промежуточных положениях, иногда неудобных, некрасивых, а главное — крайне непродолжительных, чтобы не сказать мгновенных. Кратковременность иных положений такова, что наше сознание о нем еще не успеет упрочниться, как это положение уже заменяется другим, более стойким. Мгновенная фотография часто дает изображение таких скоропреходящих положений, до того необычных для обыкновенного наблюдения, что они кажутся просто неестественными,
Ограничиваемся этими краткими замечаниями о светописи, помещенными здесь для предостережения начинающих художников от излишнего доверия к ней.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Место для стирки и Мельница в Осни | Пруд в Монтфуко! | Улица Сент-Лазар |