Последние годы
Современники Мещерского утверждали, что 1879 год стал для него роковым. Арсений не был коренным жителем Санкт-Петербурга, но довольно быстро проникся и перенял привычки и уклад жизни художественной интеллигенции северной столицы. Он очень часто бывал на концертах, театральных премьерах, а также на семейных вечерах с их непременными поздними ужинами, домашними спектаклями и долгими беседами, завершающимися порой далеко за полночь.
Однажды, после одного из таких визитов Мещерскому пришлось в непогоду по глухим улицам и переулкам окраины города возвращаться домой пешком. Причиной этому служило вот, что: «...извозчик осенью и весной ни за какие деньги не поедет по ним, по некоторым из них будто для потехи разбросаны булыжники, которые, будучи втоптаны в грязь и перемешаны с нею, дают неприятные толчки экипажам...».
Был дождь, и Мещерский шел домой в надежде хоть где-то по пути встретить карету. Но вместо цокота копыт и громыхания колес на дорожных выбоинах продолжал слышать лишь шум дождя, скрип барки, раскачивающейся на воде под порывами ледяного ветра, да звук собственных торопливых шагов.
В результате такой прогулки Мещерский сильно заболел. Вскоре Арсений слег. Пневмония не отпускала его из своих тугих душных объятий почти два месяца. В какой-то момент врачи потеряли надежду спасти художника. Да и сам он, измученный лихорадкой и сотрясающим грудь кашлем, не слишком надеялся на выздоровление. Стоит задать один вопрос: что же вытягивало Арсения из забытья? Звук ли старой шарманки за окном, перезвон ли церковных колоколов или же собственный внутренний голос, убеждающий в том, что это еще не конец и его изнуренный болезнью организм сможет перебороть недуг?
Можно утверждать и то, и другое. А может, высветленный первым снегом воздух за окном заставил его вновь вспомнить сияющие на солнце горные пики Швейцарских Альп, зеркальную гладь утреннего озера, затерявшегося среди бескрайних хвойных лесов Финляндии или окутанные морозным маревом купы деревьев в Малороссии. Вскоре Арсений постепенно поправился.
Но с тех дней он начинает страдать приступами удушья, немало осложнявшими его существование, особенно с наступлением холодов. Облегчал состояние художника лишь теплый и сухой климат крымского побережья и юга Италии. Болезнь изнурила тело, но укрепила дух и творческий потенциал художника. Вскоре появляются новые работы, которые обострили восприятие духа и окружающего мира художника. Он показывал свое величие, и в то же время - доверительной открытости человеческой душе.
Арсений пишет ряд картин, которые воспевают скромную прелесть средней полосы России, а также и знойную красоту средиземноморской природы. К таким картинам можно отнести: «Южный пейзаж» и «Закат солнца в лесу», написанные в 1880 году, а также «У лесного озера», написанную 1884 году, и «В кочках», написанную в 1889 году.
Существует еще одна организация, в которой Мещерский принимал участие. Называлось это общество - Общество для вспомоществования сиротам и семействам художников, требующих презрения. Это общество являлась крайне необходимым, возникло оно по инициативе видного деятеля ОПХ тайного советника Е.И. Мюссара и группы художников-любителей из среды высокопоставленных чиновников и аристократов.
13 июня 1881 года был утвержден указ об уставе общества. Цель общества - «призрение семейств художников, впавших в нищету, воспитание их детей и помощь им во всех видах». В основном общество состояло из членов-сотрудников, в число которых входили меценаты, благотворители, коллекционеры, и действительных членов, художников.
Художники в свою очередь в качестве ежегодного членского взноса обязывались предоставлять предметы художественного труда. Стоит отметить, что в разные периоды работы этого общества, членами его являлись: А.И. Адамсон, М.М. Бабут, А.К. Беггров, В.П. Верещагин, В.И. Зарубин, И.О. Кюфферел, Л.Ф. Лагорио, И.И. Ланской, И.К. Макаров, В.В. Матэ, А.И. Мещерский, а также многие другие живописцы.
Председателями общества последовательно были генерал-адъютант Н.В. Исаков (1881), герцог Н.Н. Лейхтенбергский (1897-1906). Фактически деятельность данного заведения носила клубный характер. Работа заключалась в еженедельных собраниях, которые после смерти Е.И. Мюссара получили название «Мюссаровские понедельники». Вечера регламентировались специальными правилами, принятыми в 1897 году.
Собрания по понедельникам проходили в основном в особняке на Английской набережной, 6. начинались подобные вечера с совместного рисования. Работы, которые были выполнены на вечерах такого рода разыгрывались в лотереях или продавались на периодически устраиваемых выставках. Средства, которые удавалось получить на аукционе, составляли благотворительный фонд для выплаты единовременных пособий и пенсий опекаемым семействам.
Стоит отметить, что одновременно призревалось до пятнадцати семейств, которые получали пособия более чем на тысячу рублей. За рисовальной частью следовала концертная программа, на которую приглашались артисты оперы, балета и драматической сцены. Арсений Иванович Мещерский был также первым председателем и постоянным экспонентом «Санкт-Петербургского общества художников».
Эта организация была создана в январе 1891 года. Организация занималась содействием развитию и распространению искусства в России, защитой интересов отдельных членов общества в художественном и материальном отношении и прочими важными проблемами.
Основным направлением деятельности общества стало устройство регулярных выставок в Петербурге и Москве. Также стоит сказать, что Арсений был еще и действительным членом «Общества русских акварелистов» и участвовал в проводимых им периодических выставках.
В январе 1892 года Общество стало еженедельно проводить в Академии художеств «акварельные пятницы». Такие вечера приняли характер популярных литературно-художественных и музыкальных вечеров. «Пятницы» часто посещал президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович и другие члены императорской фамилии.
Не хватит времени, чтобы перечислить весь список обществ в которых состоял Арсений Иванович Мещерский, отдавая свое время и силы на благо развития русского искусства. Пейзажи Арсения Мещерского демонстрировались на Всемирных выставках, которые проводили в Лондоне, Париже и Вене. В 1883 году в Петербурге состоялась выставка произведений Арсения Мещерского и портретиста И.К. Макарова. Критики тут же выдала свои восторженные рецензии. Ни газеты, ни журналы не упускали такой возможности, как быстро отреагировать на такое важное событие.
«Санкт-Петербургские художественные новости», одна из самых почтенных газет, писала: «Маститый профессор Академии художеств, пейзажист А.И. Мещерский открывает сегодня, 6-го марта, в залах "Постоянной художественной выставки" на Невском проспекте, против Казанского собора, выставку своих картин - замечательных как по жизненности, так и по артистической технике. Имя художника, пользующегося европейскою известностью, настолько знакомо, что всякие комментарии к нему излишни».
Мещерский предоставил для выставки до 20-ти картин и свыше 15-ти этюдов, который были написаны с натуры. Картины разделяются на север, среднюю полосу и юг России; на первом плане выступает угрюмая Финляндия со своими скалами и водопадами и где на громадном полотне красуется знаменитая Иматра, разбивающая свои громадные волны о каменные утесы, освещаемые лучами утреннего солнца. Поражают и виды средней полосы России.
Особенно хорошо было полотно «Вечер в Пинских болотах». Сюжет картины оказался совершенно новым. Картины, на которых изображен Юг, похожи на ту роскошную картину, бывшую на Лондонской всемирной выставке, премированную Англией, которую художник принес в дар Кавказскому музею. На этой же выставке экспонировалась еще одна картина А. Мещерского «Озеро Эзель-Ам в Чечне», которая была написана Арсением в 1890 году.
Два раза Арсений Мещерский принимал участие в выставках передвижников. Первый раз это событие случилось в 1884 году, затем - в 1885-м. Тогда были выставлены два его пейзажа «Февральское утро» и «Утро в Малороссии». Спустя пять лет после этого, состоялась персональная выставка Арсения Мещерского в Москве, это произошло в 1900 году.
В одном из разделов журнала огонек обозреватель под псевдонимом Дилетант писал: «Для г. Мещерского не безразлично содержание изображаемого им пейзажа: не всякая местность одинаково симпатична эстетическому чувству нашего художника... Он любит грандиозную природу Швейцарии, Крыма или Кавказа, природу южного солнца и южных красок; если он берет северную природу, то, опять-таки, находит подходящий сюжет в Финляндии, где величие скалистых масс выкупает бедность живой природы».
Мещерский любит зимние эффекты: снежные массы в горах, зимнее солнце... тут он действительно мастер. Его пейзаж «На реке Рионе зимой» (1877) соединяет оба элемента художественных предпочтений Мещерского: грандиозную природу Кавказа со снежными эффектами. «Гармония общих тонов в этой картине замечательна... Несмотря на зимний характер пейзажа, художнику необходимо было оттенить природу Кавказа во всем ее южном величии...» тема моря и этой стихии сильно манила Арсения.
Он может чувствовать и верно передавать атмосферу этой стихии. Явным доказательством могут служить полотна - «Морской пейзаж» (1899), «Парусное судно» (1886), «Приморский пейзаж».
В 1886 году Арсений Мещерский награждается орденом Анны третьей степени «за особые труды на художественном поприще». На протяжении 1898 года Мещерский путешествует. Он побывал в Турции, на Афоне и на некоторых островах Греческого архипелага, вновь посетил Италию и Швейцарию.
Это была последняя поездка великого живописца. Мещерский отдавал большее предпочтение масляной живописи, но , тем не менее сделал множество сепий, в течение многих лет сотрудничая с журналами «Живописное обозрение» и «Гусляр». Также Арсения очень интересовала техника гравюры.
Он добился успеха и в этом: литографии «На Рионе», «Сосны в горах» привлекают зрителя особым мастерством в передаче освещения. Украинский поэт и художник Т.Г. Шевченко восхищался его картиной «Дубы» и использовал это произведение как оригинал для офорта.
В середине ноября 1902 года в газете «Новое время» среди многочисленной рекламы, предлагающей приобрести то мыло «Голлендер», то пару шорных лошадей с каретой, то перчатки из лучших заграничных кож, появился некролог.
Он сообщал о том, что «13 ноября скончался от астмы Арсений Иванович Мещерский, профессор пейзажной живописи, некогда пользовавшийся большой популярностью в художественном мире Петербурга... Наиболее удавались ему горные пейзажи и зимние мотивы».
В 1903 году в залах Императорской Академии художеств прошла традиционная Весенняя выставка, здесь же можно было посмотреть и представленные картины Арсения Ивановича Мещерского. Даже те, которые Арсений Мещерский писал в последние месяцы и дни своей жизни. Он мечтал еще что-то поправить, ведь до весны было так близко.
Пейзаж 1 | Закат на Сент-Чарльз, Эрагни | Холмистый пейзаж , зима |