Александр Калам – мастер альпийского пейзажа
Среди известных пейзажистов особое место принадлежит швейцарскому художнику Александру Каламу (1810 – 1864 гг.). Его имя широко известно поклонникам пейзажа и графики в Европе и Америке.
О художнике
В г. Генф у А. Калама была своя мастерская, где в разное время училось более двухсот художников из многих стран мира. Он передавал секреты своего мастерства И.И.Шишкину и А.И.Мещерскому, В.Д.Орловскому и П.А.Суходольскому.
А. Калам познал вкус славы при жизни, его картины превосходно продавались. Их покупали Наполеон III и король Франции Луи Филипп, а учиться живописи к нему приезжали многие члены русской императорской семьи и королевских фамилий стран Европы.
Пейзажи Александра Калама считались достойными образцами для подражания. Парижские художественные Салоны 1839 и 1841 гг. отметили его работы золотыми медалями, а в 1842 г. он получил орден Почетного легиона. Восемь европейских Академий, в том числе в Брюсселе и Санкт-Петербурге, посчитали за честь возможность принять его в свои члены. Его пейзажи и графика хранятся в музеях Лондона и Москвы, Парижа и Санкт-Петербурга.
Истоки славы
С 15 по 19 вв. европейская живопись переживала период бурного расцвета. Однако среди знаменитых художников швейцарцев почти не было. Франция, Германия и Англия свысока посматривала на Швейцарию, долгое время остававшуюся в тени. Страну ехидно называли изящным и бесполезным цветком цивилизации. Хотя в Швейцарии творили известные живописцы эпохи Ренессанса К.Витца и У.Граф, знаменитые портретисты 18 века А.Кауфман и А. Графф. В 19 веке появились новые имена — Г.Фюсли, Ш.Глейр, Ф.Ходлер. И — Александр Калам.
Александр Калам родился в 1810 г. в семье резчика по мрамору. Рисовать начал в раннем детстве. Поначалу он работал в банке. Его работодатель банкир Диодати, зная о художественных способностях Александра, в 1829 г. оплатил его обучение у художника Ф.Диде.
Вскоре юноша принял решение связать свою судьбу с живописью. С 1835 г. его работы постоянно демонстрировались на выставках во Франции и Германии. Он много путешествовал, в том числе и вокруг света. И регулярно выставлял свои картины на Салоне в Париже.
Первую славу ему принесла «Гроза на Хандеке» (1839). Одной из фирменных примет его творчества стало изображение одного и того же пейзажа в четырех видах — в разное время суток или в разные поры года. Превосходные отзывы получали гравюры и литографии А. Калама, изображавшие красоты Швейцарии.
Эпический альпийский пейзаж А.Калана
Живопись Александра Калана положила начало формированию нового направления в швейцарском пейзаже — эпического альпийского пейзажа с элементами романтизма. Он воспевал красоту лесных чащ, величественных гор и озер («Озеро четырех кантонов»).
Художнику также удалось создать принципиально новую школу пейзажа, непохожую на классический пейзаж 17 в. Его картины гармонично соединяли в себе виды естественной суровой природы, написанные с натуры, с «картинной» композицией. Он продолжил творческие искания своего учителя Франсуа Диде. Однако лишь после расцвета таланта Александра Калама в Европе заговорили о появлении «альпийской пейзажной школы». В середине 19 в. стиль этот господствовал в пейзажной живописи во всех странах Европы.
Умер художник от туберкулеза в 1864 г. В Париже через год прошла посмертная распродажа его картин, принесшая организаторам баснословную, на тот момент, сумму — 180 тысяч франков. Хотя уже через 10 лет его работы утратили свою бесспорную ранее привлекательность в свете нового вектора развития европейской живописи.
Примроуз Хилл, Регентс Парк | Мост Боэлдье, Руан, утренняя атмосфера | Деревня Якоб Коин |