Знаменитый маринист Иван Айвазовский
«Он был, о море, твой певец», - эти строки пушкинского стихотворения в полной мере относятся к творчеству знаменитого мариниста (художника, пишущего морские пейзажи) Ивана Константиновича Айвазовского (29.07.1817 – 02.05.1900). Айвазовский никогда не изменял этой теме – в основном все его сюжеты посвящены морю.
Отличительной особенностью произведений Айвазовского стала эмоциональная приподнятость, тяготение к романтическому пафосу и героике («Девятый вал», 1850). Айвазовского отличала невероятная работоспособность – за свою жизнь он создал более шести тысяч полотен.
И. К. Айвазовский родился в Феодосии в семье армянского предпринимателя. Учился в петербургской Академии художеств (1833-1839 гг). В качестве «пенсионера» Академии работал в 1838-1840 годах в Крыму, Италии (1840-1844). Также бывал во Франции, Англии и ряде других стран.
Айвазовский любил путешествовать и с удовольствием ездил по России, Европе, Средиземноморью, но с 1845 года работал в основном в своей родной Феодосии. Подвергся особому влиянию барокко-классицизма (К. Лоррен, К. Верне), французских маринистов.
Если раннему творчеству художника была присуща чрезмерно плотная манера письма и чересчур резкие контрасты классицистической «кулисной» композиции, то со временем Айвазовский добивается истинной свободы в живописи. «Девятый вал», с его бравурной катастрофичностью, производящий впечатление безбрежного морского пространства, является итогом раннего творчества живописца. Дальнейшее его творчество является свидетельством того, что с художником мало кто мог сравниться в умении показать вечно подвижную, пронизанную светом водную стихию.
Из академической школы Айвазовский вынес стремление к необычайности. Сочетая её с присущей его таланту непосредственностью чувств, Айвазовский создал своеобразный метод цвето-линейного построения картин, а также свой особенный живописный язык. С течением времени палитра художника светлеет, он вплотную подходит к пленэрной живописи.
Как живописец Главного морского штаба Айвазовский принял участие с 1844 года в ряде военных кампаний, благодаря чему появляются такие его батальные полотна, как «Чесменский бой» (1848 г).
Несмотря на то, что у Айвазовского есть и чисто «земные» пейзажи с кавказскими и украинскими видами, написанные в 1850 – 1860-е годы, именно море предстаёт у него универсальной основой мироздания. Особенно явно это просматривается в сюжетах с потопом и сотворением мира.
Целый ряд картин Айвазовского посвящены новой и древней армянской истории («Посещение Дж. Г. Байроном монастыря мхитаристов близ Венеции», 1880 г).
С 1840-х годов произведения художника становятся чрезвычайно популярны. Айвазовский становится богатым человеком, известным своей щедрой благотворительностью. На его средства в Феодосии построены здания музея археологии, проведены масштабные работы по постройке порта, железной дороги, градоустройству. На творчестве Айвазовского учились последующие знаменитые пейзажисты, такие как А. И. Куинджи, Л. Ф. Лагорио, К. Ф. Богаевский и др.
Творчество Айвазовского – это своего рода морская энциклопедия, из которой можно в деталях узнать о любом состоянии морской стихии. На его картинах мы видим и штиль, и шторма и бури, и лёгкое волнение, стихия воды предстаёт в любое время года и в любую пору суток – от светозарных рассветов до лунных чарующих ночей. На картинах художника можно насчитать десятки окрашивающих морские волны оттенков – от прозрачных и почти бесцветных через все мыслимые нюансы синевы, голубизны и лазури до непроницаемой черноты.
И. К. Айвазовский дожил до глубокой старости, прожив счастливую и осенённую талантом и творчеством жизнь, оставив потомкам свои прекрасные полотна, рассказывающие нам безграничной мощи и красоте морской стихии.
Третьяковка | Зимний пейзаж с мостиком (Мещерский А.И.) | Озеро в горах (Мещерский А.И.) |