Поиск на сайте   |  Карта сайта
 


Иван Шишкин

Иван Иванович Шишкин занимает одно из наиболее почётных мест в истории русской живописи. С его именем связана история развития отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. И недаром именитого художника называют «царь леса».

Иван Иванович Шишкин (13 января 1832 – 8 марта 1898) родился в Елабуге, в небогатой купеческой семье. С 1852 по 1856 года учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Учителем Шишкина был А. Н. Мокрицкий. С 1856 по 1865 учителем Шишкина стал С. М. Воробьев, под началом которого художник обучался в петербургской Академии художеств.

Достижения Ивана Ивановича Шишкина были по достоинству оценены ещё при жизни. В 1865 году он становится академиком, а в 1873 году получает звание профессора Академии художеств. С 1894 по 1895 годы был руководителем пейзажной мастерской. Стал одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

Творческое развитие художника было более сложным, чем это казалось раньше. Почти сорок лет своей художественной деятельности он упорно шёл вперёд, открывая в пейзажной живописи новое содержание и новые средства его художественного воплощения. Ещё во время обучения в Академии Шишкина не увлекали банальные и надуманные мотивы предлагаемых там пейзажей. Изначально художник много работал с натуры то среди суровой природы острова Валаам, то в петербургских окрестностях. В Академии художник получил Большую золотую медаль, однако не сразу воспользовался правом на заграничную командировку. За границей Шишкина привлекает прежде всего реалистическое искусство. В свою очередь рисунки Шишкина пером вызывали изумление и восхищали его заграничных коллег. За одну из ранних картин «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865 г) Шишкин получает звание академика. Художника не привлекали модные и эффектные швейцарские или итальянские виды. Прежде всего живописца привлекал равнинный северный пейзаж, с его неброской выразительной красотой.

Шишкин не ограничивается исключительно изображением природы, человек также фигурирует в некоторых его картинах. Так, в картине «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869) фигуры крестьян вносят в картину элемент бытового народного жанра.

Постепенно Шишкин преодолевает однообразную детализированность изображения, свойственную раннему творчеству. Особенно ярко характеризуют зрелое творчество художника картины «Сосновый бор» и «Лесная глушь» (1872 г). На картине «Сосновый бор» перед зрителем вятский мачтовый лес, знакомый живописцу с детства, забавные медведи возле сосны, лужайка между деревьев. Вторая картина ещё более целостна. Перед нами глухой лес с покрытыми мхом чахлыми деревьями, гнилые коряги и сухие ветки, стоячая вода предстают как единое нерасчленяемое целое. Картина далека от декоративности, в ней нет глубоких просторов, она нарочито непритязательна, и потому стала вызовом «выдуманным пейзажам». За эту картину Шишкин получает звание профессора. Новаторством для того времени были и живописные особенности произведения. Художник разработал массу оттенков основного цвета, сложные градации светотени, даже разнообразие способов наложения краски.

Предпочтение художник отдавал работе с натуры. Работа над этюдом была для него и способом изучения природы. Постоянная работа на натуре развивала в Шишкине более тонкие ощущения в восприятии природы. Художник видел и умел передать ясную и торжественную красоту окружающей его природы. Начиная с 1870 годов в его картинах стали отражаться меняющиеся состояния природы – сумерки, вечер, солнечный закат. Картины Шишкина эмоциональны, отражают состояние человеческой души.

В историю живописи Шишкин вошёл как выдающийся пейзажист, чьи картины волнуют души и сердца зрителей и по сей день.


Кенсингтонские сады

Восход солнца на море

Девочка, пасущая гусей





 
Главная > Пейзажисты > Шишкин Иван
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Арсений Мещерский. Сайт художника.