Поиск на сайте   |  Карта сайта
 


Арсений Мещерский

Арсений Мещерский (1834 - 13 ноября 1902 г) – признанный русский художник-пейзажист XIX века. Его кисти принадлежат многочисленные и самобытные пейзажи. Любимые темы художника – зима и лесные чащи.

Стиль Мещерского отличается от стиля других знаменитых художников-пейзажистов – Шишкина, Айвазовского, Левитана, но он сумел по-особому проникновенно отобразить скромную и непритязательную красоту русской природы. Неброская красота картин Мещерского завораживает зрителя, проникает в самые глухие закоулки его души.

Арсений Иванович Мещерский родился в 1834 году в Вышневолоцком уезде Тверской губернии. В 1854 году был зачислен в Императорскую Академию художеств. Там он учится в течение трёх лет. Его учителями стали Ф. А. Бруни, Т. А. Нефф, С. М. Воробьев. Далее Мещерский уезжает в Швейцарию, где учится у известного пейзажиста Калама. Несмотря на его влияние, Мещерский вырабатывает в изображении пейзажа свой самобытный стиль.

Несмотря на личную скромность, творчество Мещерского было оценено ещё при жизни. В 1864 году художник получает звание академика. В 1876 году он удостоен звания профессора пейзажной живописи. Картины Мещерского демонстрировались не только в России, но и на Всемирных выставках, проходивших в Париже, Вене, Лондоне. На холстах живописца перед зрителем предстают пейзажи Кавказа и Крыма, виды петербургских окрестностей и Малороссии.

Особенностью творческого стиля Мещерского стало совершенное владение техникой рисунка. Он в первую очередь называл себя «рисовальщиком» природы, считая, что художник должен уделять особое внимание рисунку. Его ранние работы, созданные в Академии художеств – «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Вид Петропавловской крепости» приносят ему вторую серебряную медаль. Картины были созданы в манере академического романтизма. На дальнейшее развитие творческой манеры художника повлияло творчество голландского художника Рейсдала. Картины Мещерского становятся более реалистичными. Через много лет появится картина «Дарьяльское ущелье», которая всё ещё содержит в себе черты классицизма с его идеалом облагороженной природы, рациональным эффектом освещения. Одновременно с этим в пейзаже есть и черты романтизма, стремящегося к изображению дикой природы: мрачных ущелий, бурлящих горных потоков суровых скал и дремучих лесных чащ.

Романтический пейзаж более условен в трактовке мотива и отличается большей избирательностью сюжета. Романтиков не интересует точное отображение окружающего мира. Мещерский умел даже в самом неприглядном захолустье выявить скрытую от поверхностного взгляда красоту.

Учитель Мещерского Александр Калам сумел влюбить своего ученика в швейцарские величественные горные пейзажи, в романтическую суровость финляндской природы. Картина «Зима. Ледокол» - одна из самых значительных в творчестве художника. Многие картины Мещерского, такие как «Вид Женевы», «Вид в Оберланде», швейцарские виды, «Буря в Альпах» созданы за границей. Много путешествовал Мещерский и по России, написав в это время такие картины, как «Вид в Крыму», горные виды и т. д.

С 1879 года художник страдает от приступов пневмонии и астмы, но продолжает работать. В этот период появляются картины, воспевающие скромную и неброскую прелесть среднерусской полосы, а также знойную красоту Средиземноморья: «Закат солнца в лесу», «У лесного озера», «В кочках», «Южный пейзаж».

Помимо картин, написанных масляной живописью, Мещерский также создал множество сепий, интересовался техникой гравюры.

В некрологе на смерть Мещерского прозвучала короткая характеристика его произведений: «Наиболее удавались ему горные пейзажи и зимние мотивы».


Деревня Якоб Коин

Крутая дорожка, Эрмитаж

Ферма в Басинкорте





 
Главная > Пейзажисты > Мещерский Арсений
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Арсений Мещерский. Сайт художника.