Поиск на сайте   |  Карта сайта
 


Фантастическая ведута Франческо Гварди

Венецианские художники в 18 веке создали два интереснейших направления пейзажной живописи. Первым был видовой или ведутный пейзаж, а вторым – архитектурный или городской. Ведута была вне конкуренции. Она делилась на два вида — точную и фантастическую. Точная ведута отражала реальную красоту городских ландшафтов. Венецианские художники писали их, используя специальную оптическую камеру. Прибор этот позволял получить прекрасный вид с точной перспективой, изумительной светотенью, мощным и живым светом.

Кроме точной, в фаворе была и так называемая фантастическая ведута. Лучшим мастером этого жанра считается Франческо Гварди (1712-1793 гг.).

О фантастической ведуте

Каждый, кто бывал в Венеции, знает, как непостижимо хорош город и какова его магическая сила. Холсты Франческо Гварди передавали красоту городских видов так, что город представал перед зрителями, как фантастический мираж. Очень ярко это подтверждает картина «Праздничный корабль Дожа «Бучинторо», созданная автором в 1770 году.

Художник в работе над ней не ставил задачу воссоздать топографически-точное изображение. Ему удалось создать великолепный образ, феерию света и цвета. Он сознательно увеличивает размеры лагуны так, чтобы там поместилось сказочное судно Дожа и огромное количество лодок и корабликов, сопровождающих его. Дворцы Венеции художник изящно растворил в золотистой дымке, а набережную заполнил праздничной и динамичной толпой людей.

Творения Франческо Гварди

Франческо Гварди был истинным певцом и патриотом Венеции. Он легко мог придать сказочный облик любому, даже самому скромному, уголку города. В 1780 г. он пишет небольшую картину «Рио деи Мендиканти». В этом произведении восхищает великолепная передача воздушной и водной стихий, изящество фигурок людей и лакированных гондол, как будто тонущих в зеркальных водах.

Гварди был великолепным колористом. Он умел изящно сплавить весь мир предметов и людей в единую голубовато-охристую массу, точно передающую прозрачную, влажно-зыбкую атмосферу Венеции. Любуясь его творениями, зритель словно гуляет по уютным дворикам и изящным мостикам, восхищается прекрасными арками и вычурными фонарями, наведывается в богатые дома и палаццо, в салонах которых проходят концерты и собирается колоритная, избалованная роскошью, публика. Ему одинаково удавалось передать красоту парков в прелестных загородных виллах, и чарующую прелесть вечерней морской прогулки.

Среди таких картин — «Гондола в лагуне» (1780 год). Трудно оторвать взор от жемчужно-серой поверхности воды, точеной гондолы, скользящей куда-то вдаль, где видны зыбкие и фантастические очертания сказочного города. По настроению и вызываемым эмоциям творения Гварди сродни прекрасной поэзии.

Особенности живописной манеры художника

Знатоки изобразительного искусства относят Гварди к величайшим мастерам рисунка. Ему великолепно удавалось передать подвижность атмосферы, сияющий свет и прозрачный воздух. Он изящно вписывал фигуры людей в окружающий ландшафт, буквально несколькими легкими штрихами изображая толпу гуляющих. И она у него выглядит подвижной и изменчивой, как в жизни.

Любимыми средствами рисования у художника были тоненькая кисть и перо. Он предпочитал пользоваться коричневыми чернилами, реже – акварельными красками и бистром. Бумагу выбирал жесткую, грубоватую, добиваясь нужной фактуры поверхности изображения. А используемая им техника делала его пейзажи воздушными, легкими и изящными («Венецианский дворик»).

Ведутная живопись Франческо Гварди создала предпосылки для дальнейшего развития пейзажной живописи и послужила основой для становления романтического пейзажа, ставшего чрезвычайно популярным в 19 веке.


Сады Тюильри, 2

Летние сумерки

После дождя





 
Главная > Пейзажисты > Франческо Гварди
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Арсений Мещерский. Сайт художника.