Поиск на сайте   |  Карта сайта
 


Васильев Федор Александрович — пейзажист от Бога

Есть среди живописцев имена, которые, словно падающие звезды, прочертили небосклон, оставив сияющие следы в виде прекрасных картин. Одним из таких художников был пейзажист Федор Васильев, проживший всего 23 года. Тем не менее, его талант, по мнению Н.Н.Ге, позволил ему достичь «высоты громадной».

Начало

Федор Васильев родился в Петербурге (Гатчина) в 1850 г. Семья была бедной, и мальчик рано начал работать подмастерьем художника-реставратора. В 15 лет Федор поступил в Вечернюю рисовальную школу, созданную Обществом поощрения художеств.

В школе Федор Васильев подружился с И.Н.Крамским, его заметил И.И.Шишкин, который помогал молодому художнику советами. Работая вместе с Шишкиным на натуре, юноша учится у него, вырабатывает свой стиль. Он внимательно изучал природу, делая множество рисунков и этюдов с натуры. В 1867 году он окончил школу и начал свой путь в живописи.

Творчество Ф.А.Васильева

Н.Н. Ге так описал талант художника: «…он открыл живое небо… и те прелести пейзажа, которые он выразил в сотне своих картин». Его дарование раскрывалось чрезвычайно быстро. Уже ранние пейзажи Васильева покоряли поэтичностью и глубиной чувств, одухотворенностью и насыщенностью ярких красок.

В 1868 году восемнадцатилетний художник пишет превосходные пейзажи, достойные кисти зрелого мастера: «После грозы», «Деревенская улица», «Перед дождем». В 1870 г. он вместе с Макаровым и Репиным предпринимает четырехмесячный вояж по Волге. Вернувшись, художник написал картину «Вид на Волге. Барки», которая стала широко известной. Критики и зрители расценили ее как гимн, воспевающий красоту летнего рассвета.

«Оттепель»

В 1871 г. Васильев пишет свою знаменитую «Оттепель», проникнутую настроениями безнадежности, тревоги и печали. Его привлекали непростые состояния природы, такие, как оттепель среди холодной зимы. Романтик по характеру и мироощущению, Федор Васильев строит изображение на сложных тональных сочетаниях. Картина написана в изысканной гамме золотистых, коричневатых и оливковых оттенков, которые были близки мироощущению художника.

Выбрав горизонтальную композицию, Федоров сумел выразить молчаливость и бесприютность пейзажа, на котором по равнине бредут два путника. Одинокий солнечный луч, робко пробивающийся через плотные завесы облаков, вносит в изображение нотку радости и надежды.

Произведение стало одновременно и триумфом автора, и началом конца. С одной стороны, художественная общественность восприняла ее, как событие исторического значения в пейзажной живописи. Первая премия Общества поощрения художеств стала наградой молодому талантливому художнику. С другой стороны, во время работы над «Оттепелью» он заболел чахоткой.

Последние годы жизни

В надежде вылечится, Федор Васильев переезжает в Ялту. Он тоскует по русским пейзажам и, очевидно, ощущает приближение смерти. Этими чувствами проникнута одна из последних его картин — «Мокрый луг», написанная в 1872 г. В 1873 г. он пишет картину «В Крымских горах». В ней явственно проступают новые грани таланта молодого пейзажиста…

Художника не стало 24 сентября 1873 года. За пять лет в живописи он сумел создать несколько истинных шедевров. Всем его картинам характерна поэтичность и глубина чувств. Эти качества позволяют его считать продолжателем традиции русского пейзажа, заложенные Саврасовым и Венециановым. Каждую свою работу он наполнял яркой непосредственностью отражения природы и лиричностью. Сила же и чистота его палитры стала настоящим откровением в российском пейзаже.


Вид с Новой Крепости на Венецианскую лагуну в направлении Мурано

Пейзаж с палаткой рыбаков

Вид на канал Гуидекке и Заттере





 
Главная > Пейзажисты > Васильев Федор Александрович
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Арсений Мещерский. Сайт художника.