Владимир Егорович Маковский — мастер бытового пейзажа
Произведения живописи мы ценим не только за оригинальность манеры и техники, имя живописца и возраст произведения. Ценность картины еще и в том, какое эмоциональное состояние она вызывает. По мнению Владимира Егоровича Маковского, известного российского мастера бытового пейзажа, картина должна за одну минуту дать зрителю особую эмоцию, а иначе ее и незачем было писать.
Краткая биография художника
Владимир Маковский родился в Москве, в 1846 году. Его отец — известный художник, принимавший активное участие в создании Московского Училища Живописи. Ваяния и Зодчества. Окончив это училище, юноша поехал в Петербург, чтобы продолжить образование.
Первый успех к художнику пришел в возрасте 23 лет. Он принял участие в выставке, которую проводила Академия Художеств. Картина «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей» была награждена большой золотой медалью с присвоением автору звания классного художника. В 1870 году его работа «В приемной доктора» удостаивается первой премии, учрежденной Обществом любителей художеств.
С 1872 г. Маковский примыкает к Товариществу передвижных выставок и становится его активным пропагандистом и участником. В следующее десятилетие основной темой его картин становится жизнь маленького человека, с ее простыми радостями, горестями, образами и антуражем. В картинах зачастую показаны смешные моменты из жизни («Получение пенсии», «Игра в бабки»). Однако все чаще в его произведениях звучат тревожные и печальные нотки. Картины отражали социальную несправедливость, разницу между жизнью бедняков и состоятельных людей, убогую жизнь бедняцких кварталов.
О творчестве
Многие картины В.Е.Маковского отражают жанровые сценки из жизни на фоне сельских и городских пейзажей. Эти работы художнику особенно удаются. Среди них хочется отметить:
• «Ночлежный дом» (1889)
• «Крах банка» (1881)
• «Ожидание. У острога» (1875)
Критики всегда отмечали умение художника точно воплощать в своих произведениях характерные особенности разных социальных типов людей, а также тщательно продуманную, убедительную эмоциональную трактовку изображаемых сцен и сюжетов, великолепную манеру пейзажной живописи.
Хочется остановиться на произведении, которое является бесспорной удачей В.Е.Маковского. Речь идет о картине «На бульваре», написанной в 1886-1887 гг. Ее герои — мастеровой мужик с женой и грудным младенцем, сидящие на скамейке. Мужику откровенно скучно, пальцы его лениво скользят по кнопкам гармони. Опостылевшая жена не вызывает в нем ничего, кроме равнодушия и злости. Ему бы в кабак, выпить и повеселиться, но денег нет. Женский образ наполнен тоской и безысходностью, ведь жизнь с мужем, который разлюбил, не сулит ей ничего, кроме побоев и нищеты. Картина наполнена печалью и трагизмом, которого полна жизнь простых людей. Очень хорошо на ней выписан и облик старой Москвы.
В своих работах В.Е.Маковский изображал сцены из жизни разных сословий — крестьян, мастеровых, купечества и городских мещан. Многие произведения пропитаны лиризмом, например написанная в 1889-1891 гг. картина «Объяснение». Художника считают мастером жанрового и бытового пейзажа, хотя у него есть очень удачные работы и в других жанрах. В частности, ему великолепно удавались портреты, а также иллюстрации к печатным изданиям.
В.Е.Маковский работал много и плодотворно. Умер художник в Петрограде, в феврале 1920 года. Многие его картины считаются маленькими шедеврами, наполненными человеческими эмоциями и теплом, с которым художник относится к людям — героям своих произведений.
Пейзаж со всадником (Одинокие всадники) | Вид с Новой Крепости на Венецианскую лагуну в направлении Мурано | Пейзаж с палаткой рыбаков |