Чудесные пейзажи Василия Поленова
Творчество Василия Дмитриевича Поленова (01.06.1844 – 18.07.1927) стало одним из наиболее значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века.
Василий Поленов родился 1 июня 1844 года в Санкт-Петербурге, в интеллигентной дворянской семье. Его отец – сын академика русской словесности – был известным библиографом и археологом. Мать занималась живописью, писала книги для детей. Бабушка Поленова хорошо знала русскую историю и народную поэзию, рассказывала внукам былины и народные сказки. Она поощряла внуков в занятиях живописью, устраивала конкурсы, присуждая за лучшую работу «медаль».
Из семьи двое детей – старший Василий и младшая Елена стали профессиональными художниками. После долгих колебаний и по настоянию родителей Поленов поступает в 1863 году на физико-математический факультет Петербургского университета. Одновременно он по вечерам учится в Академии художеств, причём занимается не только живописью, но и слушает лекции по анатомии, строительному искусству, истории изящных искусств, начертательной геометрии. Также Поленов занимается музыкой, поёт в студенческом хоре, увлекается оперой.
В Академии художеств Поленов получает за свои работы серебряные медали, а в университете переходит на юридический факультет. Летом 1867 г посещает Францию, где побывал на Всемирной выставке произведений народных художественных промыслов разных стран. 1872 – 1876 годы – годы пребывания Поленова за границей в качестве пенсионера Академии. В этот период художник пробует все виды живописи и принимает решение в дальнейшем работать в пейзажном жанре.
В 1876 г. Поленов принимает участие в сербско-турецкой войне, где получает орден и медаль за храбрость. Наиболее деятельная работа в жанре пейзажа начинается с марта 1877 года в Москве. Там он создаёт картины «Московский дворик», интерьерные изображения, которые ему особенно хорошо удаются. Поленову удаётся передать интимный уют теремной архитектуры Древней Руси, её декоративную праздничность. В «Московском дворике» художник отображает типичный уголок старой Москвы, с её церквами, особнячками, поросшими травой двориками, ясностью и тишиной. Поразительное мастерство пленэрной живописи звучит в его картинах «Заросший пруд» и «Бабушкин сад». К другим знаменитым картинам художника относятся «Болото с лягушками», «Старая мельница» и др. Отличительным качеством его работ стала их наполненность светом и воздухом, что восхищало критику и ценителей искусства.
1882 – 95 годы Поленов преподаёт в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, создаёт картины «Русская деревня», «Первый снег». В 1884 году посещает Константинополь, Палестину, Сирию, Египет.
В 1893 году становится действительным членом Академии художеств. В 1915 году строит за свой счёт Дом театрального просвещения. В 1926 году получает звание Народного художника РСФСР.
Восхищает своей «свежестью тонов» картина Поленова «Бабушкин сад». Картина наполнена пепельно-серыми с голубоватым и сиреневатым отливом оттенками, песочными, серебристо-зелёными и бледно-розовыми тонами, слитыми в единую колористическую гамму. Человек в картине слит с природой. Художник сумел показать поэзию всем столь привычных будней.
С 90-х годов XIX века Поленов посвящает своё творчество природе Оки, где он жил в своём имении. Ока вдохновит художника на множество прекрасных полотен.
Картины Поленова порождают светлое и умиротворённо-радостное настроение, от которого становится светлее и радостнее на душе.
Примроуз Хилл, Регентс Парк | Мост Боэлдье, Руан, утренняя атмосфера | Деревня Якоб Коин |