Поиск на сайте   |  Карта сайта
 


Ричард Бертгольц

Ричард Александрович Бертгольц (23.09.1865 – 25.05.1920) – русский живописец-пейзажист и график. Его творчество относится к рубежу XIX-XX столетия. Пейзажи Бертгольца созданы в технике акварели, что придаёт им необыкновенную нежность и проникновенность. Творчество художника способствовало развитию лирического пейзажа.

Ричард Александрович Бертгольц родился в Санкт-Петербурге. Однако художественное образование получил в Париже. В период 1884 – 1887 годов он учился в Академии Р. Жюльена в Париже, где его педагогом стал Л.-Ж. Пелюз. Одновременно его наставником был А. П. Боголюбов. В 1887-1888 годах художественным образованием Бертгольца руководит профессор Е. Дюкер.

1888 – 1889 – годы обучения живописца в Академии Художеств. Бертгольц принимал участие в учреждении общества художников имени А. И. Куинджи, являлся одним из основателей Товарищества художников.

«Общество русских акварелистов» было основано в 1880 году. Его целью было содействовать развитию и успеху акварельной живописи в русском искусстве. Членами общества могли стать только художники, живущие в России. Бергольц принимал активное участие в деятельности этого сообщества.

Работа в технике акварели всегда привлекала художника. При помощи акварельных красок он создавал поразительно живописные пейзажи. К наиболее известным его работам относятся картины «Рано утром», «Восход солнца», «Перед грозой», «Пробуждение весны», «Апрельский вечер», «Царство лебедей», «Рыбачье село Пейтгоф», «Весной. Вечер на Лидо», «Парусные лодки», «Пейзаж с мельницей». Большинство этих работ экспонировались на выставках общества русских акварелистов.

В 1905 году художнику присваивают звание академика. Благодаря высокому авторитету, которым пользовался живописец в обществе, а также деятельности на благо искусства, в 1912 году Бертгольц становится действительным членом Академии художеств. В конце XIX – начале XX веков художник часто бывал в Эстонии, отдыхал в Силламягах на Нарвском взморье. За этот период он создал много акварелей и этюдов. После Октябрьской революции 1917 года был членом комиссии Наркомпроса, занимающейся приобретением художественных произведений.

Излюбленными мотивами работ художника являются изменчивые состояния природы – весна и осень. Для его пейзажей характерна приглушённая цветовая гамма.

Художник умел настолько мастерски отобразить световоздушную среду в своих картинах, что его пейзажи кажутся живыми и реальными.

«Весенний пейзаж»

Перед нами предстаёт прекрасная картина пробуждающейся природы. В ней так много воды, которая соединяется с почти таким же голубым небом. Видно, что весна очень ранняя, ведь на берёзовых ветках ни одного листочка, но зелёная травка уже заполонила островки земли. Этих зелёных островков не так много – остальное место занимает вода, в которой отражаются деревья и облака. Она кажется такой кристально чистой и холодной, что невольно пробирает дрожь. И всё же так хочется оказаться в этом чудном уголке, вдохнуть полной грудью свежий воздух, провести рукой по упругой весенней травке, только недавно пробившейся из-под земли. Благодаря всё уменьшающимся деревьям на горизонте картина кажется бесконечной.

Художнику вообще прекрасно удаётся изображение неподвижной водной глади. Её можно увидеть на многих его картинах, таких как «Лагуны в Мурано», «Осень», «Оттепель в Гатчине».

Хорошо удаются Бертгольцу также зимние пейзажи. На картине «Зима. У околицы» перед нами так много иссиня белого снега. Он укрыл всё пространство полотна, протянулся до горизонта, покрыл белоснежными шапками сельские хаты.

На пейзажи Бертгольца можно смотреть бесконечно, любуясь проникновенной и нежной красотой отображённой на них природы.


Ветряная мельница в Кнокке, Бельгия

Зарисовка для картины Мечта об Аркадии

Понт-Неф 2





 
Главная > Пейзажисты > Ричард Бертгольц
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Арсений Мещерский. Сайт художника.