Поиск на сайте   |  Карта сайта
 


Уильям Тёрнер – мастер романтического пейзажа

Рассказывая о величайших пейзажистах, невозможно обойти вниманием творчество великолепного английского художника Уильяма Тёрнера (1775-1851).

Об английском романтизме

Английскому романтическому пейзажу свойственно глубокое проникновение в природу, находящуюся в естественном движении. Тёрнеру удалось постичь все художественные приемы, позволяющие передавать природные силы в их естественном величии и красоте. Работы живописца узнаваемы по особой манере передачи световоздушной среды и колористике, воссоздающей фантасмагорию природных явлений.

Был период, когда художник замыслил титанический труд — создание энциклопедии пейзажа, отражающей все направления жанра: архитектурного; пасторального; морского и исторического. Подготовив около десяти картин, Тёрнер по какой-то причине отказался от этого плана. Жаль, можно с полной уверенностью говорить, что труд этот стал бы востребованным у всех последующих поколений художников-пейзажистов.

Живопись на стыке с фундаментальными науками

Уильяму Тёрнеру был свойственен глубокий интерес к фундаментальным научным исследованиям реального мира. Он имел дружеские связи с крупнейшими физиками и химиками своего времени. Художник обладал неуемной фантазией и потрясающей интуицией. В частности, в 1806 году он пишет фантазийную работу «Гесперидский сад», где изображено странное животное, выдуманное Тёрнером. Однако впоследствии археологи нашли останки игуанодона, облик которого, воссозданный по строению костей, полностью соответствовал дракону из Гесперидского сада.

Картины живописца построены на абсолютно новой эстетике, которая не соответствовала канонам, принятым в искусстве того времени. Большинство художников, подражая старинным мастерам, писали картины в приглушенной коричневато-золотистой тональности. Пейзажисты даже специально смотрели на природные красоты, которые рисовали, через желтые стекла, чтобы видеть их в иной, неестественной, цветовой гамме.

Тёрнер наполнил свои пейзажи светящимися оттенками и ярким дневным светом. Его краски сияли, а воздух вибрировал в лучах солнца. В насмешку мастера прозвали «Белым художником», поскольку белый цвет, который он использовал, считался совершенно неэффектным и его всячески избегали художники, работающие в классической манере.

Свой стиль, своя манера, свое мироощущение

Уильям Тёрнер в своей палитре имел дюжину желтых оттенков, в том числе, и только что открытые учеными четыре пигмента. Художник хотел рисовать чистыми светлыми красками. Он был согласен с Генрихом Гете, крупным теоретиком цвета, считавшего желтый самым мягким, веселым и спокойным из всех существующих цветов.


Лувр, полдень

Сенокос в Эрагни

Сельская дорога





 
Главная > Пейзажисты > Уильям Тёрнер
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Арсений Мещерский. Сайт художника.