Поиск на сайте   |  Карта сайта
 


Теодор Руссо — основатель Барбизонской школы

В 2012 г. творческая общественность отмечала 200-летие со дня рождения великого французского художника – пейзажиста Теодора Руссо. Он является основателем Барбизонской школы — группы французских художников-пейзажистов. Название группе дала деревушка Барбизон, расположенная вблизи Парижа.

Простые пейзажи и наивная сельская жизнь вдохновляли художников, стремившихся наполнить свои картины свежестью и гармонией. Однако это не означает, что они рисовали лишь предместья французской столицы. Теодор Руссо, например, объездил почти всю Францию, включая ее удаленные уголки, стремясь создать живописный пейзажный портрет страны и заложить фундамент национального пейзажа.

Истоки

Руссо пришел в живопись в тот период, когда пейзаж не считался серьезным жанром. В фаворе был исторический жанр и портрет. Творчество барбизонцев подняло пейзаж совершенно на другую высоту, показало критикам, публике и заказчикам всю глубину и ценность пейзажной живописи. Художник писал: «…восстановив красоту человека, я вернул бы ему естественное его окружение — пейзаж и небо».

Увлечение пейзажем у Теодора Руссо имело под собой теоретическую базу. Живописец считал, что в отличие от бурных процессов общественной жизни, сиюминутных, противоречивых и проходящих, красота природы вечна и незыблема. В принципе, Барбизонская школа объединила художников, которым результаты французской буржуазной революции принесли разочарование. И они рисовали сельские пейзажи с гораздо большим удовольствием, чем новую жизнь и достижения прогресса.

О художнике

Теодор Руссо родился в Париже, в семье портного. Художником он решил стать после того, как увидел красивые горные пейзажи Франш-Конте. По материнской линии в роду были скульпторы и живописцы.

Он часто бродил по окрестностям Парижа, делая зарисовки. Одной из ранних известных работ Теодора Руссо является картина под названием «Рынок в Нормандии». Она находится в собрании Эрмитажа. Художник сознательно выбирает будничные, непритязательные картинки. Он видит особую красоту и величие в сером пасмурном дне, в холмах, простых крестьянских домах, дорожках, ведущих через поля. Он не гнался за яркими красками и эффектными композиционными решениями, постепенно заставляя зрителя углубиться в созерцание и оценить изящную простоту пейзажа.

Поиски мощи и красоты природы привели его к написанию картин, на которых сверкают молнии и ледники, причудливо изгибаются деревья и высятся горные вершины. Его любимой натурой были дубы. Он трепетно выписывал каждую веточку, каждое вздутие коры на стволе дерева-богатыря. Дубы вдохновляли художника своей мощью и почтенным возрастом, по сравнению с которыми люди и животные казались маленькими, а их жизнь – быстротечной и мимолетной.

О преемственности

Истоки вдохновения Теодор Руссо черпал не только в самой природе. Его вдохновляло творчество великих голландских пейзажистов 17 века. Особенно он восхищался творениями Ян Ван Гойена. Кроме того, Руссо хорошо знал японскую живопись и был ее пылким поклонником. Техника и манера художника выкристаллизовывались в тесной взаимосвязи с изобразительным искусством эпохи.

Теодору Руссо и барбизонцам удалось очистить пейзаж от условностей, сковывающих развитие этого жанра. Они не старались ничего приукрасить, населить свои картины мифическими существами. Природа на их полотнах живая и непосредственная, и они ее представляли зрителям, как естественную среду обитания человека. Кроме того, Теодор Руссо и другие французские пейзажисты середины 19 в. всесторонне анализировали пейзаж, что пригодилось их последователям — импрессионистам.


Летний жаркий день

Замок Флинт

Дорога, залитая солнечным светом. Понтуаз





 
Главная > Пейзажисты > Теодор Руссо
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Арсений Мещерский. Сайт художника.